ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский). 1) Опера, пантомима или балет (а также их отдельные сцены), сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни, природы. П. зародилась под влиянием античной поэзии («Эклоги» и «Буколики» Вергилия, Петрарки, Боккаччо, «Аминта» Тассо). Пользовалась популярностью в 17-18 вв., особенно при итал. и франц. дворах. В либретто ранних итал. пасторальных опер наряду с пастухами и нимфами вводились герои античной мифологии. Нек-рые пасторальные сюжеты стали особенно излюбленными и воплощались в виде опер на протяжении нескольких столетий, в особенности мифы о Дафне (от оперы Пери и Каччини, 1598, до оперы Р. Штрауса, 1938), об Эвридике. В числе авторов пасторальных опер - К. В. Глюк, В. А. Моцарт («Бастьен и Бастьенна», 1768, и др.), Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ж. Ж. Руссо («Деревенский колдун», 1752) и др. 2) Вок. или инстр. произведение (пьеса) пасторального характера, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Вок. П. простираются от мадригала до сольной песни с сопровождением фп. Многие вок. и вок.-инстр. П. прошлого связаны с изображением Христа как «доброго пастыря» (в кантате Баха «Ты, пастух Израиля» - Du Hirte Israel, в оратории «Мессия» Генделя). Пасторальный характер носят мн. светлые лирические, идиллич. эпизоды опер, кантат и ораторий 17-18 вв. П. «Искренность пастушки» включена П. И. Чайковским в 3-ю картину его оперы «Пиковая дама». Сольные вок. П. с сопровождением фп. имеются у Й. Гайдна, B. А. Моцарта, Ф. Шуберта, X. Вольфа и др. Инстр. П. нередко ведут своё происхождение от рождественского музицирования римских пифферарий, осуществлявшегося в память о вифлеемских пастухах из христ. легенды; в др. случаях они передают представление о галантной пастушеской жизни. С течением времени сложились характерные черты инстр. П.- плавное, спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки (бурдон) в басу сопровождения, воспроизводящие звучание нар. волынки, ритм сицилианы (размер 6/8, 12/8). Инстр. П. создавались как части concerto grosso (А. Корелли и др.) и как самостоятельные произв. для скрипки, фп., органа (Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. Фрескобальди, И. С. Бах и др.). Симф. П. порой представляют собой отд. части циклич. сочинения (напр., «Сцена в полях» из «Фантастической симфонии» Берлиоза), иногда - целые циклы («Времена года» Вивальди, «Пасторальная симфония» Бетховена, к-рая в лондонской книге эскизов обозначена как «Характерная симфония, или Воспоминание о сельской жизни», и др.). |