ПЕДРЕЛЬ (Pedrell) Фелипе (19 II 1841, Тортоса - 19 VIII 1922, Барселона) - испанский композитор и музыковед, фольклорист и муз.-обществ. деятель. Чл. Корол. академии изящных искусств (1894). Ведущий деятель Ренасимьeнто. Муз. образование получил под рук. X. А. Нина-и-Серра, будучи певчим в Тортосском соборе. Писал музыку с 15 лет; как муз. критик выступал с 1867. В 1873-74 - 2-й дирижёр опереточной труппы в Барселоне, где работал и позднее (1882-94 и 1904-22). Основал издательство для публикации совр. духовной музыки и еженедельный журн. «Notas musicales у literarias» (оба существовали лишь в течение 1 года). В 1888-96 редактор осн. им издания «Ilustra-cion musical Hispano-Americana». В 1895-1903 преподавал в Мадридской консерватории, читал лекции в зале «Атенео». Среди учеников - И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья. С 1904 руководил издательством «А. Вйдаль-и-Лимон». В историю музыки вошёл как организатор и идейный руководитель движения за возрождение нац. муз: культуры, программу которого изложил в манифесте «За нашу музыку» («Рог nuestra musica» - предисловие к оперной трилогии «Пиренеи», 1891, не завершена). Развивая идеи испанский музыковеда 18 в. А. Эксимено, считавшего нар. песню основой муз. художеств. системы каждого народа, П. видел путь возрождения испан. музыки в гармонич. сочетании опоры муз. фольклора с развитием нац. художественных традиций 16-18 вв. Важное значение имели его публикации соч. А. Кабесона, Т. Л. де Виктории, К. Моралеса в сб. «Испанская школа духовной музыки» («Hispaniae schola musicae sacrae», t. 1-8, 1894-96) и «Антологии классических испанских органистов» («Antologia de organistes clasicos espanoles», t. 1-2, 1908), полн. собр. соч. Т. Л. де Виктории (т. 1-8, 1902-12). Гармонизации мелодий в составленном П. сб. нар. испан. песен 13-18 вв. («Cancionero musical popular espanol», t. 1-4, 1918-22) отличаются глубиной проникновения в сущность нац. муз. фольклора. Он стремился с помощью освоения наследия испан. классиков 16 в. и использования нар. мелодий как основы муз. творчества поднять проф. нац. музыку до уровня передовых европ. композиторских школ, среди которых особенно высоко ценил русскую (считал её образцом для подражания в отношении творч. использования муз. фольклора и выражения нац. характера). В противоположность представителям т. н. регионализма, ограничивавшимся простым цитированием нар. мелодий и не владевшим совр. технич. приёмами письма, П. призывал к глубинному освоению скрытого в нар. мелосе гармонич. и ладового своеобразия. Решение этой задачи он связывал с овладением совр. средствами выразительности, внедрением достижений новейших школ разл. стран. Впервые с творчеством П. рус. музыкантов познакомил Ц. А. Кюи, который поместил в журн. «Артист» (1894, No 41) его «Песню о звезде» из оперы «Пиренеи» и дал высокую оценку творчеству композитора. П. опубликовал статью об испан. музыке в России (газ. «La Vanguardia», 1910) и очерк о М. И. Глинке в Гранаде (рус. пер. в сб.: М. И. Глинка, М., 1958, с. 106-108). Соч.: оперы - Квазимодо (по В. Гюго, 1875, Барселона), Мазепа (1881, Мадрид), Клеопатра (1881, Мадрид) Тассо в Ферраре (Il Tasso a Ferrara, 1881, Мадрид), Пиренеи (Els Pireneus, 1902, театр Лицей, Барселона; 3 драмы с прологом), Маргинала (1905, Барселона; переработана из кантаты); сарсуэлы - Люк-Лак (Lluch-Llach), Он и она (Elis y elles), Истина и ложь (La vertitad у la mentida), Стража (La guardiola); для солистов, хора и opк. - месса, реквием, Stabat Mater; камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1878), струн. квинтет Гальярда (1879); соч. для фп.; песня в т. ч. циклы Ночи Испании (Noches de Espana, 1871), Весна (La primavera, 12 песен, 1880), Андалусийские ветры (Aires andaluces, 1889), Запахи земли (Aires de la tierra, 1889). Лит. соч.: Gramatica musical, Barcelona, 1872; Los musicos espanoles antiguos y modernos en sus libros, Barcelona, 1881; Diccionario tecnico de la musica, Barcelona, 1894; Diccionario biografico y bibliografico de musicos y escritores de musica espanoles, Portugueses y hispano-americanos antiguos y modernos, Barcelona, 1894-97; Teatro lirico Espafiol anterior al siglo XIX, T. 1-5, La Corufla, 1897-98; Practices preparatories de instrumentacion, Barcelona, 1902; Documents pour servir а l'histoire des origines du Theatre musical, P., 1908; La canco popular catalana, Barcelona, 1906; Musicalerias, Valencia, 1906; Barcelona Gatalech de la Biblioteca musical de la Disputacio de Barcelona, v. 1-2, Barcelona, 1908-09; Musicos contemporaneos y de otros tiempos, P., 1910; Jornadas de arte, P., 1911; Orientaciones, P., 1911; P. A. Eximeno, Madrid, 1920. |