ПЕКЕЛИС Михаил Самойлович [р. 29 VII (10 VIII) 1899, Киев] - советский музыковед. Окончил в 1922 Киевскую консерваторию по классам фп. (у Г. Н. Беклемишева) и теории и истории музыки (у Б. Л. Яворского). В 1922-24 учился в Высшем лит.-художеств. институте в Москве. В 1923-27 преподавал хор. пение и теоретич. предметы в Академии Коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской, в 1926-37 - в Муз. техникуме им. Гнесиных, в 1925-43 - в Моск. консерватории (с 1930 профессор, в 1937-43 зав. кафедрой истории музыки народов СССР), позднее - в консерваториях Свердловска, Киева, Горького, а также в ГИТИСе (1944-48). В 1948-49 и с 1955 профессор Муз.-пед. института им. Гнесиных. Был науч. сотрудником Гос. академии художеств. наук (ГАХН, 1931-32), Ин-та истории искусств АН СССР (1948-49). Значит. часть его науч. работ посв. исследованию жизни и творчества А. С. Даргомыжского, а также М. П. Мусоргского. Осуществил источниковедческие разыскания для изданий их соч. и ряда историко-муз. публикаций. Им написаны главы для учебника «История русской музыки» (т. 1-2, М., 1940, также общая ред.). Под его ред., со вступ. статьёй и комментариями изданы произв. А. С. Даргомыжского: Полные собрания -романсов и песен (т. 1-2, М., 1947), вок. ансамблей и хоров (М., 1950), Соч. для симф. оркестра (М., 1967), Собр. соч. для фп. (М., 1954), «Эсмеральда» (клавироперы, М., 1961), а также «Избранные письма» Даргомыжского (вып. 1, М., 1952), «Избранные письма» Мусоргского (М., 1953) и «Литературное наследие Мусоргского» (кн. 1-2, совм. с А. А. Орловой, М., 1971-72). Ред. учебного пособия «Советская музыкальная литература» (М., 1963, 1972). При его участии изданы сб. «Музыкальное наследство», т. 1-4 (1962-76). Соч.: Франц Шуберт, «Музыка и революция», 1928, No 10; А. Даргомыжский, М., 1932; О реализме Даргомыжского, «СМ», 1934, No 4; Рационалистические черты в жизни и творчестве Даргомыжского, там же, 1934, No 12; Романсы В. Гайгеровой, там же, 1937, No 2; Драматургия Пушкина и русская опера, там же, 1937, No 5; Даргомыжский и русская народная песня, М., 1951; «Эзопова речь» в творчестве Мусоргского, «СМ», 1956, No 7; Об автобиографии Даргомыжского, там же, 1957, No 7; А. С. Рабинович как музыкальный учёный, в кн.: А. С. Рабинович. Избранные статьи и материалы, М., 1959; Музыкально-эстетические воззрения и литературные труды M. P. Гнесина, в сб.: М. Ф. Гнесин, Статьи, воспоминания, материалы, М., 1961; А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1-2, М., 1966-73; Два автографа, «СМ», 1969, No 9; Неизвестные музыкальные произведения А. П. Бородина и Е. С. Протопоповой-Бородиной, в кн.: Музыкальное наследство, т. 3, М., 1970; Русская певица Л. И. Кармалина, «СМ», 1972, No 11 и др. И. М. Ямпольский. |