ПЕНДЕРЕЦКИЙ (Penderecki) Кшиштоф (р. 25 XI 1933, Дембица) - польский композитор. Учился композиции у Ф. Сколышевского, А. Малявского и С. Веховича в Гос. высшей школе музыки в Кракове, где преподаёт композицию (с 1959; с 1972 ректор); одноврем. преподаёт в Эссене (ФРГ). П. - крупнейший деятель совр. польский композиторской школы. Экспериментируя в области звуковой колористики, соноризма, стремится получить особые эффекты звучания; занимается поисками необычных средств выразительности - применяет разнообразные шумовые эффекты, ритмич. декламацию (в работе с т. н. речевыми хорами особое значение придаёт артикуляции, динамике, тембрам), по-новому использует традиционные муз. инструменты (насыщает партитуры ударными, особенно в соч. для джаза). Б. ч. его произв. составляет (с 1959) культовая католич. музыка, которой он придаёт нарочито архаич. характер - использует элементы григорианского пения и более древних церк. песнопений. В симф. произв. расширяет возможности оркестра, находит новые краски, соединяя струнные и ударные, пользуясь сочетаниями крайних регистров в одной группе инструментов. Виртуозные в технич. отношении произв. П. отличаются яркой экспрессией. Соч.: опера - Дьяволы из Лаудина (Diably z Loudun, по О. Хаксли, 1969, Гамбург); для солистов, хора и орк. - оратория Dies irae (памяти жертв Освенцима; со смеш. хором, 1967), Страсти по Луке (Passio et mors Domini nostri Jesu Christi, secundum Lucam; с хором мальчиков, 1965), Заутреня (Jutrznia; с хором мальчиков и смешанным, 1972); для орк. - Плач по жертвам Хиросимы (Tren pamieci ofiar Hiroszimy, для 52 инструментов, 1960), Преломления (Anaklasis, для ансамбля ударных и струн. орк., 1960), Полиморфия (Pollmorphle, для 48 струнных, 1961), Канон для струн. орк. и магнитофонной ленты (1962), О природе звука I и II (De natura sonoris, 1966, 1970); Эманации (Emanacje, для 2 струн. орк., 1959); Каприччо для скр. с орк. (1967); Партита для клавесина, электрогитары, контрабаса и камерного орк. (1972); Действия (Actions, для джазового ансамбля, 1971); соч. для разл. инстр. и фп.; хоры - Песня песней (Canticum canticorum, с орк., 1973), Псалмы Давида (Psalmy Dawida, для смешанного хора и ударных, 1958), Измерения времени и тишины (Wymiary cza-zu i ciszy, для смешанного хора из 40 чел. и камерного ансамбля 1961), для 3 смешанных хоров - Stabat mater (a cappella, 1962); Строфы (Strofy, для сопрано, чтеца и 10 инструментов, 1959), 8-я эклога (по Горацию, для 3 теноров и 3 басов, 1972); музыка к спектаклям драм. театра (ок. 50 пост.) и кинофильмам. |