ПЕНТАТОНИКА (от греческого pente - пять и тон) - звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы. Существует 4 типа П.: бесполутоновая (или собственно П.); полутоновая; смешанная; темперированная. Бесполутоновая П. известна и под др. названиями: натуральная (А. С. Оголевец), чистая (X. Риман), ангемитонная, целотоновая; протодиатоника (Г. Л. Катуар), трихордная система (А. Д. Кастальский), гамма «эпохи кварты» (П. П. Сокальский), китайская гамма, шотландская гамма. Этот осн. тип П. (термин «П.» без спец. добавлений обозначает обычно бесполутоновую П.) представляет собой 5-ступенную систему, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями звукорядов этой П. заключены только два вида интервалов - б. секунда и м. терция. Для П. характерны бесполутоновые трёхступенные попевки - трихорды (м. терция + б. секунда, напр. е-g-а). В связи с отсутствием полутонов в П. не могут образоваться острые ладовые тяготения. Звукоряд П. не выявляет определённого тонального центра. Поэтому функции гл. тона может выполнять любой из пяти звуков; отсюда пять разл. вариантов звукоряда П. одного и того же звукового состава: Бесполутоновая П. - одна из закономерных стадий развития муз. мышления (см. Звуковая система). Поэтому П. (или её рудименты) встречается в древнейших пластах муз. фольклора самых разл. народов (в т. ч. и у народов Зап. Европы, см. книгу X. Мозера и Й. Мюллера-Блаттау, с. 15). Однако особенно характерна П. для музыки стран Востока (Китай, Вьетнам), а в СССР - для татар, башкир, бурятов и др. До Ньуан (Вьетнам). Песня «Далёкий поход» (начало). Элементы пентатонного мышления свойственны и древнейшим рус., укр., белорус. нар. песням: Из сборника А. Рубца «100 украинских народных песен». Типичные для П. трихорды в рус. нар. песне часто завуалированы простейшим мелодич. орнаментом, поступенным движением (напр., в песне «Не было ветру» из сб. М. А. Балакирева). Остатки П. заметны в самых старинных образцах ср.-век. хорала (напр., характерные интонац. формулы с-d-f в дорийском, d-е-g и е-g-а во фригийском, g-а-с в миксолидийском ладах). Однако вплоть до 19 в. П. как система была неактуальной для европ. проф. музыки. Внимание к нар. музыке, интерес к ладовому колориту и гармонич. характерности в эпоху после венских классиков вызвали к жизни появление ярких образцов П. как спец. выразит. средства (кит. мелодия в музыке К. Вебера к шиллеровской обработке пьесы «Турандот» К. Гоцци; в произв. А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, Э. Грига, К. Дебюсси). П. часто используется для выражения безмятежности, отсутствия страстей: А. П. Бородин. Романс «Спящая княжна» (начало). Порой она служит для воспроизведения звука колоколов - у Римского-Корсакова, Дебюсси. Иногда П. используется и в аккордике («свёртывается» в неполный пентаккорд): М. П. Мусоргский. «Борис Годунов». Действие III. В дошедших до нас образцах нар. песни, а также в проф. творчестве П. обычно опирается на мажорную (см. А в примере на колонке 234) или минорную (см. Д в том же примере) основу, причём вследствие лёгкости смещения устоя от одного тона к другому часто образуется параллельно-переменный лад, напр. Прочие типы П. представляют собой её разновидности. Полутоновая (гемитонная; также дитоническая) П. встречается в нар. музыке некоторых стран Востока (X. Хусман указывает на инд. мелодии, а также на индонезийские, японские). Структура звукоряда полутоновой П. -, напр. одна из гамм слендро (Ява). Смешанная П. объединяет признаки тоновой и бесполутоновой (Хусман упоминает мелодии одного из народов Конго). Напр., Темперированная П. (но не равномерно-темперированная; термин условен) - индонезийский звукоряд слендро, где октава делится на 5 ступеней, не совпадающих ни с тонами, ни с полутонами. Напр., настройка одного из яванских гамеланов (в полутонах) такова: 2,51-2,33-2,32-2,36-2,48 (1/5 октавы - 2,40). Первое дошедшее до нас теоретич. объяснение П. принадлежит учёным Др. Китая (датируется, вероятно, 1-й пол. 1-го тысячелетия до н. э.). В рамках акустич. системы «люй» (12 звуков по чистым квинтам, разработана ещё при династии Чжоу) сведённые в одну октаву 5 соседних звуков давали бесполутоновую П. во всех пяти её разновидностях. Помимо математич. обоснования лада П. (наиболее древний памятник - трактат «Гуаньцзы», приписываемый Гуань Чжуну, - 7 в. до н. э.), была разработана сложная символика ступеней П., где пяти звукам соответствовали 5 стихий, 5 вкусов; помимо того, тон «гун» (с) символизировал правителя, «шан» (d) - чиновников, «цзюе» (е) - народ, «чжи» (g) - деяния, «юй» (а) - вещи. Интерес к П. возродился в 19 в. А. Н. Серов считал П. принадлежностью вост. музыки и трактовал как диатонику с пропуском двух ступеней. П. П. Сокальский впервые показал роль П. в рус. нар. песне и подчеркнул самостоятельность П. как типа муз. системы. С позиций стадиальной концепции он связал П. с «эпохой кварты» (что верно лишь отчасти). А. С. Фаминцын, предвосхитив идеи Б. Бартока и З. Кодая, впервые указал, что П. составляет древний слой нар. музыки Европы; под полутоновыми наслоениями он обнаружил П. и в рус. песне. К. В. Квитка на основе новых фактов и теоретич. предпосылок выступил с критикой теории Сокальского (в частности, сведения «эпохи кварты» к трихордам П., а также его схемы «трёх эпох» - кварты, квинты, терции) и уточнил теорию пентатоники А. С. Оголевец, исходя из стадиальной концепции, считал, что П. в скрытом виде существует и в более развитой муз. системе и является своего рода «скелетом» ладовой организации в диатонике и в генетически позднейших типах муз. мышления. И.В.Способин отметил влияние П. на образование одного из видов нетерцовых гармоний (см. пример в конце полосы 235). Я.М. Гиршман, разработав обстоятельную теорию П. и исследовав её бытование в тат. музыке, осветил историю теоретич. осмысления П. В зарубежном музыкознании 20 в. также накоплен богатый материал о разл. типах П. (помимо бесполутоновой). |