ПЕРГОЛЕЗИ, Перголезе (Pergolesi, Pergolese) (наст. фам.- Драги, Draghi; псевд.- по городу, где жили предки П.) Джованни Баттиста (4 I 1710, Ези, пров. Анкона - 17 III 1736, Поццуоли, близ Неаполя) - итальянский композитор. Учился в одной из консерваторий Неаполя (среди учителей - комп. Г. Греко, Ф. Дуранте, Ф. Фео). В 1731 была пост. первая опера-сериа П. «Салюстия» (т-р «Сан-Бартоломео», Неаполь). П. писал оперы-сериа, оратории, музыку к диалектальным комедиям (на неаполитанском диалекте) и комич. интермедиям, вставлявшимся между актами опер-сериа (они впоследствии исполнялись как самостоят. небольшие комич. оперы). В 1733 им создана опера-сериа «Гордый пленник» (с интермедиями «Служанка-госпожа»), в 1734 - «Адриан в Сирии» (с интермедиями «Ливьетта и Траколло»). Выдающийся представитель неаполитанской оперной школы, П. преобразил оперный стиль не столько в рамках традиц. оперы-сериа, сколько в новом жанре оперы-буффа, первым классиком которой он является. «Служанка-госпожа» - лучшая и известнейшая опера-буффа P., она открывает историю нового жанра. По своему типажу и развитию комедийного сюжета этот жанр первоначально был близок итал. комедии дель арте и в большой мере противостоял условным историко-легендарным сюжетам и героям оперы-сериа. Новым был муз. стиль оперы-буффа у П. Он отказался от виртуозного пения, «концертности» традиц. неаполитанской оперы и создал оживлённые, действенные, жанрово-характерные буффонные арии и ансамбли с чертами бытовой песенности. «Служанка-госпожа» послужила образцом нового, более жизненного и демократич. оперного искусства и за пределами Италии: она стимулировала начало «войны буффонов» в Париже (1752). Черты нового проявились и в др. соч. П. (в трио-сонатах, в оперных увертюрах), предвосхитивших глубокий стилевой перелом в искусстве сер. 18 в. Среди многочисл. духовных произв. П. выделяется Stabat mater (для сопрано, альта, струн. квартета и органа, 1735). Благодаря лирич. проникновенности, гармонич. ясности, даже интимности общего склада (камерный состав исполнителей) это произв. получило мировое признание. Творч. личность П. отличается не только редкой яркостью, но и удивительной цельностью: за короткую творческую жизнь он наметил новые пути для всех жанров, к которым обращался. И. Ф. Стравинский написал на муз. темы П. балет (с пением) «Пульчинелла» (1919, пост. 1920). Соч.: оперы - св. 10 опер-сериа, в т. ч. Гордый пленник (Il prigionier superbo, с интермедиями Служанка-госпожа, La serva padrona, 1733, театр «Сан-Бартоломео», Неаполь), Олимпиада (L'Ollmpiade, 1735, «Театр Тординона», Рим), оперы-буффа, в т. ч. Влюблённый монах (Lo frate' imamorato, 1732, театр «Фьорентини», Неаполь), Фламинио (1735, там же); оратории, кантаты, мессы и др. духовные соч., концерты, трио-сонаты, арии, дуэты. Собр. соч.: Recente l'edizlone dell'Opera omnia, v. 1-25 (также 2 тома без номеров), Roma, 1936-42. |