ПЕРСИМФАНС, Первый симфонический ансамбль Моссовета, - симф. оркестр без дирижёра. Засл. коллектив Республики (1927). Организован в 1922 по инициативе профессора Моск. консерватории Л. М. Цейтлина. П.- первый в истории муз. искусства симф. оркестр без дирижёра. В состав П. вошли лучшие артистич. силы оркестра Большого театра, прогрессивная часть профессуры и студентов орк. ф-та Моск. консерватории. Работу П. возглавлял Художеств. совет, избиравшийся из состава его участников. В основу деятельности оркестра было положено обновление методов симф. исполнения, опиравшееся на творч. активность участников ансамбля. Новаторством было и применение камерно-ансамблевых методов репетиционной работы (вначале по группам, а затем всем оркестром). В свободных творч. дискуссиях участников П. вырабатывались общие эстетич. установки, затрагивались вопросы муз. интерпретации, развития техники игры на инструментах и ансамблевого исполнения. Это оказало большое влияние на развитие ведущих моск. школ игры на смычковых и духовых инструментах, способствовало поднятию уровня оркестровой игры. Еженедельные абонементные концерты П. (с 1925) с разнообразными программами (в них большое место отводилось новинкам совр. музыки), в которых солистами были крупнейшие заруб. и сов. артисты (Ж. Сигети, К. Цекки, В. С. Горовиц, С. С. Прокофьев, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, М. В. Юдина, В. В. Софроницкий, М. Б. Полякин, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, В. В. Барсова и др.), стали важнейшим компонентом муз.-культурной жизни Москвы. П. выступал в крупнейших конц. залах, давал также концерты в рабочих клубах и домах культуры, на заводах и фабриках, выезжал на гастроли в др. города Сов. Союза. По примеру П. оркестры без дирижёра были организованы в Ленинграде, Киеве, Харькове, Воронеже, Тбилиси; подобные оркестры возникали и в некоторых заруб. странах (Германии, США). П. сыграл заметную роль в приобщении широких кругов слушателей к сокровищам мировой муз. культуры. Тем не менее идея оркестра без дирижёра не оправдала себя. В 1932 П. прекратил своё существование. Недолговечными оказались и др. оркестры без дирижёра, созданные по его образцу. В 1926-29 в Москве издавался журн. «Персимфанс». |