ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА - условное определение, которым охватывается творчество группы русский композиторов, связанных с «Могучей кучкой» и Беляевским кружком. В кон. 19 в. центром П. ш. становится Петерб. консерватория, где преподавал Н. А. Римский-Корсаков. Его творч. принципы и методы оказывали большое влияние на формирование обучавшихся здесь молодых композиторов. К виднейшим представителям П. ш. принадлежали старшие ученики Римского-Корсакова, авторитетные педагоги А. К. Лядов и А. К. Глазунов. П. ш. противопоставлялась московская школа, возглавлявшаяся П. И. Чайковским и С. И. Танеевым, но различие между ними касалось не коренных идейно-эстетич. основ творчества, а более частных моментов в стилистич. ориентации, в отношении к классич. наследству и разным течениям заруб. музыки того времени. В значит. степени оно было связано с особенностями индивидуального склада композиторов, представлявших эти школы. Петерб. и моск. школы находились в русле передового реалистич. направления рус. музыки, развивавшего традиции основоположника отечеств. муз. классики М. И. Глинки. Уже в сер. 80-х гг. проявляется тенденция к их сближению. Глазунов под влиянием встреч и бесед с Танеевым пересмотрел некоторые из взглядов, воспринятых им от своих учителей М. А. Балакирева и Римского-Корсакова. Впоследствии он писал о большом влиянии Чайковского на формирование его симф. мастерства. С течением времени разногласия между московской и П. ш. сглаживались и теряли свою остроту. Это проявилось, в частности, в высокой оценке петерб. музыкантами зрелых произв. Танеева, который в 90-х гг. устанавливает дружеств. отношения с композиторами, группировавшимися около Римского-Корсакова. Стремление к синтезу принципов обеих школ было характерно для мн. композиторов, выдвинувшихся на рубеже 19-20 вв., среди них - А. С. Аренский, А. Т. Гречанинов, M. M. Ипполитов-Иванов, Вас. С. Калинников, отчасти С. В. Рахманинов. Лит. см. при статьях «Могучая кучка», Беляевский кружок. Ю. В. Келдыш. |