ПЕЙКО Николай Иванович [р. 12(25) III 1916, Москва] - советский композитор, педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1964). В 1940 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. В 1942-59 преподаватель (с 1958 профессор) Моск. консерватории, с 1954 - Муз.-пед. института им. Гнесиных. Чл. ред. коллегии академич. издания Полн. собр. соч. Н. А. Римского-Корсакова. С 1940 выступает как пианист, с 1946 как дирижёр с исп. своих произв. Автор статей по вопросам муз. искусства. Осн. место в творчестве П. занимают крупные симф. сочинения, камерно-инстр. и вок. музыка. Продолжатель нац. традиций, П. опирается в своём творчестве прежде всего на достижения рус. дореволюц. и сов. муз. классики. Ряд его произв. навеян событиями Великой Отечеств. войны 1941-1945 (1-я симфония, Гос. пр. СССР, 1947; 5-я симфония), Великой Oкт. социалистич. революции (4-я симфония, средняя часть которой связана с поэмой А. А. Блока «Двенадцать»), некоторые написаны на историч. сюжеты (балет «Жанна д'Арк»). П. часто использует старинную и совр. рус. песню, а также песни народов СССР (якут., молд., тат., башк.) и зарубежные (франц., фин. и др.). Среди произв. на нар. темы - «Молдавская сюита» (Гос. пр. СССР, 1951). Соч.: опера Айхылу (совм. с M. M. Валеевым, 1943, Уфа; 2-я ред., без соавтора, 1953, там же); балеты - Весенние ветры (совм. с 3. В.Хабибулиным, по роману К. Наджими, 1950), Жанна д'Арк (1957, Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Берёзовая роща (1964); для солистов, хора и орк. - кантата Строители грядущего (сл. Н. А. Заболоцкого, 1952), оратория Ночь царя Ивана (по А. К. Толстому, 1967); для орк. - симфонии (1946; 1946- 1960; 1957; 1965; 1969; 1972; концерт-симфония, 1974), сюиты Из якутских легенд (1940; 2-я ред. 1957), Из русской старины (1948; 2-я ред. 1963), Молдавская сюита (1950), симфониетта (1940), вариации (1947), 7 пьес на темы народов СССР (1951), Симфоническая баллада (1959), увертюра К миру (1961), Каприччио (для малого симф. орк., 1960); для фп. с орк.-концерт (1954); для скр. с орк. - Концертная фантазия на финские темы (1953), 2-я концертная фантазия (1964); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1963, 1965, 1976), фп. квинтет (1961), децимет (1971); для фп. - 2 сонаты (1950, 1975), 3 сонатины (1942, 1943, 1957), вариации (1957) и др.; для голоса с фп. - вок. циклы Сердце воина (сл. сов. поэтов, 1943), Звуки ночи Гарлема (сл. поэтов США, 1946-1965), 3 муз. картинки (сл. С. А. Есенина, 1960), Лирический цикл (сл. Г. Аполлинера, 1961), 8 вок. поэм и триптих Осенние пейзажи на стихи H.A. Заболоцкого (1970, 1976), романсы на сл. А. А. Блока (1944-65), Бо-Цзюй-и (1952) и др.; музыка к спектаклям драм. театра, кинофильмам и радиопостановкам. Лит. соч.: О музыке якутов «СМ», 1940, No 2 (совм. с И. Штейманом); 27-я симфония Н. Я. Мясковского, в кн.: Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания, т. 1, М., 1959; Воспоминания об учителе, там же; Г. Берлиоз - Р. Штраус - С. Горчаков. О русском издании «Трактата» Берлиоза, «СМ», 1974, No 1; Две инструментальные миниатюры. (Композиционный анализ пьес О. Мессиана и В. Лютославского), в сб.: Музыка и современность, вып. 9, М., 1975. |