ПЕЙПЕР (Pijper) Биллем (8 IX 1894, 'Зейст, близ Утрехта - 18 III 1947, Лейдсендам) - нидерл. композитор, муз. критик и педагог. В 1911-15 учился в муз. школе в Утрехте, затем занимался музыкой самостоятельно. Был муз. критиком газ. «Utrechts Dagblad» (1918-25) и журн. «De Muziek» (1923-33). С 1918 преподавал композицию в Амстердамской консерватории (в 1925-30 профессор), затем был директором осн. им Роттердамской консерватории (1930-47). Среди его учеников - X. Бадингс, Г. Ландре, К. Менгельберг. Творчество П. эклектично. Ранние произв. написаны под влиянием И. Брамса, Г. Малера (напр., 1-я симфония «Пан», 1917), а также И. Ф. Стравинского, франц. импрессионистов и композиторов «Шестёрки», затем А. Шёнберга. Для зрелого стиля П. характерно применение монотематизма, политональности и полиритмии. В 1940-х гг. обратился к традиц. контрапунктич. технике. Осуществил обработки ряда нар. песен. Соч.: оперы («симф. драмы») - Халевейн (по ср.-век. легенде, 1933, Амстердам), Мерлин (не оконч.); для орк. - 3 симфонии (1917, 1921, 1926), 6 симф. эпиграмм (1928), 6 Adagio (1940); концерты с орк. - для фп. (1927), влч. (1936), скр. (1938); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. с фп. (1919, 1922), 2 сонаты для влч. с фп. (1919, 1924), соната для флейты с фп. (1925), 2 фп. трио (1914, 1921), дух. трио, 5 струн. квартетов (1914-28), дух. квинтет, секстет и септет; хоры - Весна идёт (De lente komt, для муж. хора с фп., 1927), Господин Халевейн (Heer Halewijn, для 8-гол. хора a cappella, 1929) и др.; 2 цикла песен на сл. Верлена (1916 и 1919); соч. для фп., скр., карийона; обр. старинных франц. песен (1942); музыка к спектаклям драм. театра. |