ПФИЦНЕР (Pfitzner) Ханс Эрих [23 IV (5 V) 1869, Москва - 22 V 1949, Зальцбург, похоронен в Вене] - немецкий композитор, дирижёр, публицист. Сын скрипача, работавшего в оркестре Большого театра в Москве. Учился у своего отца, затем во Франкфурте-на-Майне (1886-90) у И. Кнорра (композиция) и у Й. Кваста (фп.). Брал уроки у X. Римана в Висбадене. В 1892-93 преподавал в консерватории Кобленца, был капельмейстером в Майнце; в 1897-1907 преподавал композицию в консерватории Штерна в Берлине и был там же театр, капельмейстером (с 1903). В 1908- 1918 гор. музик-директор, директор консерватории, рук. оперного театра в Страсбурге. В 1920-29 преподавал композицию в Берлинской академии искусств. С 1929 жил в Мюнхене, в 1930-34 преподавал композицию в Мюнхенской муз. академии. В 1944 переехал в Австрию. Гастролировал как дирижёр и пианист. Был оперным режиссёром. Почётный доктор философии Страсбургского университета (1910), Корол. прусский профессор (1913). Известность композитору принесли его оперы «Бедный Генрих» (пост. 1895, Майнц), «Роза из сада любви» (пост. 1901, Эльберфельд) и особенно муз. легенда «Палестрина» на собств. либретто (пост. 1917, Мюнхен). Тема оперы - трагич. одиночество человека в чуждом ему мире насилия. Это произв., музыка и общая концепция которого выдержаны в духе позднего романтизма, - высшее достижение композитора. Эстетич. взгляды и мировоззрение П. были консервативными. В дальнейшем реакц. черты мировоззрения П. всё более усиливались, что привело его к активной поддержке нацистской идеологии. 1930-40-е гг. явились временем духовной и творч. деградации П. В послевоенное время жил в Австрии. В 1954 осн. Об-во X. Пфицнера в Мюнхене. Издал в собств. редакции оперы «Ундина» Гофмана (1906), «Храмовник и еврейка» (1912) и «Вампир» (1924) Маршнера. Соч.: оперы - Бедный Генрих (Der arme Heinrich, 1895, Майнц), Роза из сада любви (Die Rose von Liebesgarten, 1901, Эльберфельд), Das Christ-Elflein (1906, Мюнхен), Палестрина (1917, Мюнхен), Сердце (Das Herz, 1931, Мюнхен); для солистов, хора и орк. - О немецкой душе (Von deutscher Seele, романтич. кантата, сл. Й. Эйхендорфа, 1921), Тёмное царство (Das dunkle Reich, хор. фантазия, 1929), Целительный источник (Fons salutifer, 1942), Орфические пра-глаголы (Urworten Orphisch, кантата, сл. И. В. Гёте, 1949, не оконч.); для орк. - 3 симфонии (1932; 1939 - Маленькая симфония; 1940), Фантазия (1947); концерты с орк. - для фп. (1922), для скр. (1923), 2 концерта для влч. (1935, 1944); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1896), 3 струн. квартета (1903, 1925, 1942), фп. квинтет (1908), фп. секстет (1945); хоры; песни (св. 100); музыка к пьесам - «Праздник в Зольхауге» Ибсена (1890), «Кетхен из Хейльбронна» Клейста (1905). Лит. соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-3, Augsburg, 1926-29; Meine Beziehungen zu M. Bruch, Münch., 1938; Ьber musikalische Inspiration, В., 1940; Eindrücke und Bilder meines Lebens, Hamb., 1947; Reden, Schriften, Briefe, В., 1955. |