ПИАФ (Piaf) Эдит (наст. имя и фам. - Эдит Джованна Гасьон, Gassion) (19 XII 1915, Париж - 11 X 1963, Пласкассье, близ г. Грас, Франция) - франц. эстрадная певица, актриса мюзик-холла, драм. театра и кино. Дочь исполнительницы эстр. песенок А. Майяр (псевд., наст. фам.- Лин Марса) и странствующего акробата Л. Гасьона, в выступлениях которого участвовала с 8-летнего возраста, исполняла вок. номера; это было началом первого, «уличного», этапа карьеры П., продолжавшегося до 1935. Затем выступала под псевдонимом П. в парижском кабаре «Жерни», в мюзик-холле, в цирке Медрано и на Зимнем велодроме. С 1936 записывалась на грампластинки и участвовала в передачах «Радио-сите». В том же году начала работать с поэтом Р. Ассо и комп. М. Монно, в сотрудничестве с которыми сложились осн. черты её репертуара 1940-х гг. Исполнявшиеся ею песни - лирич. автопортрет самой П.; его фон - простая, неск. сентиментальная мелодия, окрашенная в характерные тона парижского фольклора. Демократич. манера исп. оставалась доминирующей в творчестве П. Продолжая традиции эстр. певцов и певиц И. Жорж, М. Дамиа и М. Дюба, П. в гораздо большей степени, чем они, обращалась к горестям и радостям бедноты парижских предместий - подлинному герою песен П. Доступность искусства П., её одарённость и мастерство, экспрессия исполнит. манеры, богатый красками голос принесли П. огромную популярность. П. создала свой оригинальный артистич. стиль, во многом связанный со школой франц. драм. актёра. С 1938 П. снималась в кино (в 8 фильмах, среди которых - «Безымянная звезда», 1945, реж. М. Блистен, «Париж продолжает петь», 1951, реж. П. Монтазель, «Если бы о Версале поведали мне», 1953, реж. С. Гитри, «Френч-канкан», 1954, реж. Ж. Ренуар). «Песенный театр» П. объединил таких композиторов и поэтов, как Монно, М. Эмер, А. Конте. Музыка и тексты некоторых исполнявшихся П. песен принадлежат ей («Жизнь в розовом свете»). Среди певцов, получивших признание благодаря П., - Ш. Азнавур, Ж. Мустаки. В 1940 Ж. Кокто написал специально для П. пьесу «Равнодушный красавец» (пост. в «Буфф-Паризьен). С 1945 выступала с вок. ансамблем «Спутники песни». В последние годы творчества П. привлекали не столько острота сюжета, сколько глубина содержания песен. Её репертуар обогатился поэмами не ситуаций, а настроений и состояний; мелодич. рисунок новых песен требовал всё более сложного, порой изощрённого инстр. сопровождения. Творчество П. 2-й пол. 1950-х гг. - возвращение к простоте лирич. исповеди (песня с музыкой Дюмона «Нет, я не жалею ни о чём», 1956). С 1960, тяжело больная, П., неоднократно покидая сцену, возобновляла выступления, которые имели постоянный успех. П.- автор неск. книг, содержащих высказывания об особенностях искусства эстрады. Соч.: Au bal la chance, P.- Gen., 1958 (рус. пер. - в кн.: На балу удачи…, М., 1965); Ma vie, P., [1964]. |