ПИАНИЗМ (от итал. piano, сокр. от pianoforte или fortepiano - фортепьяно) - искусство игры на фп. Зарождение П. относится ко 2-й пол. 18 в., когда начали складываться две школы П., господствовавшие и в нач. 19 в., - венская (В. А. Моцарт и его ученик И. Гуммель, Л. Бетховен, позднее К. Черни и их ученики, в т. ч. 3. Тальберг) и лондонская (М. Клементи и его ученики, в т. ч. Дж. Филд). Расцвет П. связан с исполнит. деятельностью Ф. Шопена и Ф. Листа. В П. 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. выдвинулись представители школ Листа (X. Бюлов, К. Таузиг, А. Рейзенауэр, Э. д'Альбер и др.) и Т. Лешетицкого (И. Падеревский, А. Н. Есипова и др.), а также Ф. Бузони, Л. Годовский, И. Гофман, позднее А. Корто, А. Шнабель, В. Гизекинг, B. С. Горовиц, А. Бенедетти Микельанджели, Г. Гулд и др. Возникшая на рубеже 19-20 вв. т. н. анатомо-физиологич. школа П. оказала нек-рое влияние на развитие теории П. (труды Л. Деппе, Р. Брейтхаупта, Ф. Штейнхаузена и др.), однако большого практич. значения она не имела. Выдающаяся роль в П. послелистовского периода принадлежит рус. пианистам (А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, Есипова, С. В. Рахманинов) и двум сов. школам - московской (К. Н. Игумнов, A. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз и их ученики Л. Н. Оборин, Г. Р. Гинзбург, Я. В. Флиер, Я. И. Зак, C. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс и др.) и ленинградской (Л. В. Николаев и его ученики М. В. Юдина, B. В. Софроницкий и др.). Продолжая и развивая на новой основе реалистич. традиции крупных представителей рус. П. кон. 19 - нач. 20 вв., лучшие сов. пианисты сочетают в своей игре правдивую и содержательную передачу авторского замысла с высоким технич. мастерством. Достижения сов. П. принесли мировое признание сов. пианистич. школе. Мн. сов. пианисты получили премии (в т. ч. первые) на междунар. конкурсах. В сов. консерваториях с 1930-х гг. ведутся специальные курсы по истории, теории и методике П. |