ПИПКОВ Любомир (6 IX 1904, Ловеч - 9 V 1974, София) - болгарский композитор, музыкально-обществ. деятель, педагог, хор. дирижёр. Нар. артист НРБ (1952). Герой Социалистического Труда (1967). Чл. БКП (1944). Учился у отца, Панайота П. (1871-1942), одного из первых проф. болг. композиторов. В 1926 окончил Гос. муз. академию в Софии по классу фп. Совершенствовался у И. Лефебюра (фп.), композицию изучал под рук. П. Дюка и Н. Буланже в «Эколь нормаль» в Париже, где под влиянием французский композиторской школы создал свои первые произв., в т. ч. инстр. ансамбли. С 1932 работал в Софии. В 1932-44 был концертмейстером, хоровым, затем дирижёром в Софийской народной опере. В 1932 вместе с П. Стайновым и др. создал общество «Современная музыка», способствовавшее развитию нац. муз. искусства. В 1944-48 был директором Софийской нар. оперы, в 1947-57 - первым секретарём Союза болг. композиторов. С 1948 профессор (класс камерного пения) Гос. муз. академии (с 1954 - Болг. гос. консерватория). Соч. кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. связаны с антифаш. тематикой - песня «Всадники» («Конници», 1929) и симф. поэма для хора с оркестром «Свадьба» («Сватба», 1934; одно из первых болг. соч. кантатно-ораториального жанра) написаны на слова поэта-антифашиста Н. Фурнаджиева и посв. Сентябрьскому восстанию 1923; некоторые песни П. изд. (под псевд. В. Панов) в сб., посв. болг. нелегальному комсомольскому движению. В дни социалистич. революции 1944 были созданы ставшие популярными массовые песни - «Шумите, горы балканские» («Шумете, дебри и балкани»), «Гимн болгарских повстанцев» («Химн на българските въстанници») и др., посв. победе над фашизмом; 25-летию восстания 1923 посв. 2-й струн. квартет (1948), «Героическая увертюра» (1949); широко известна в Болгарии музыка П. к кинофильмам «Сентябристы» и «Тревога». В творчестве П., разнообразном по жанрам, осн. место занимают оперы и симф. произв. Большое мастерство композитор проявляет в хоровом письме. П. - автор крупнейшей национальной оперы «Момчил» (по роману «День последний» Загорчинова, 1948), посв. борьбе болгарского народа против бояр и турецких завоевателей 14 в. П. принадлежит первый болгарский струн. квартет. Один из крупнейших болг. композиторов, П. органично претворял в своей музыке метроритмич. и ладо-гармонич. особенности болг. нац. муз. фольклора (без прямого цитирования). Ощутимо также влияние М. П. Мусоргского. Ряд произв. П. связан с совр. тематикой. Среди них - «Оратория о нашем времени» (посв. борьбе за мир, 1959) и муз. драма «Антигона-43» (о нар. сопротивлении и жертвах накануне победы, 1963; первая болг. опера на сюжет из совр. жизни). О новых исканиях в области муз. языка свидетельствуют соч. последнего периода творчества - 3-й струн. квартет с литаврами (1966), «Хоровые мадригалы» (1966-68), соната для скрипки соло (1970), «Метроритмические картины» (2 тетради, 1970-72), циклы для фп. «Весенние причуды» («Пролетни приумици») и «От 1 до 15» (1972-73), написанные в камерно-графической манере. П. выступал в печати как муз. и театр. критик - в журн. «Академичен симфоничен оркестр» и «Изкуство и критика». П. неоднократно бывал в СССР (с 1949). Димитровская пр. (1950, 1951, 1952). Соч.: оперы - Девять братьев Яны (Янините девет братя, 1937, Софийская нар. опера), Момчил (1948, там же), Антигона-43 (1963, там же); для солистов, хора и орк. - Оратория о нашем времени (Оратория за нашето време, 1959), 3 кантаты; для орк. - 4 симфонии (1942, посв. гражд. войне в Испании; 1954; для струн., 2 фп., трубы и ударных; 1969, для струнных), вариации для струн. орк. на тему албанской песни (1953); концерты с орк.- для фп. (1956), скр. (1951), кл. (1969), кларнета и камерного орк. с ударными (1967), конц. симфония для влч. с орк. (1960); концерт для духовых, ударных и фп. (1931); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1929), 3 струн. квартета (1928, 1948, 1966); для фп. - Детский альбом (Детски албум, 1936), Пастораль (1944) и др. пьесы, циклы (сборники); хоры, в т. ч. цикл 4 песни (для жен. хора, 1972); массовые и сольные песни, в т. ч. для детей; музыка к фильмам. Лит. соч.: Избрани статии, София, 1977. |