ПЛАТОНОВА (наст. фам. Гардер, по мужу Tванева) Юлия Фёдоровна [1841, Рига - 4 (16) XI 1892, Петербург] - рус. певица (лирико-драм. сопрано). Пению училась сначала в Митаве (ныне Елгава) у органиста Постеля, затем в Петербурге у H. P. Вителяро. В 1863 дебютировала в Мариинском театре (в партии Антониды), где пела до 1875 (последнее выступление в 1875, уволена в 1876), занимая ведущее положение в труппе. Оставив оперную сцену, выступала в концертах РМО, Бесплатной муз. школы и др., а также за рубежом. Преподавала пение в организованной ею частной вок. школе, в Педагогич. музее в Соляном городке. Среди её учениц - M. H. Инсарова. П. способствовала продвижению на сцену рус. опер, пропагандировала произв. композиторов «Могучей кучки». Благодаря её настойчивости и энергии была возобновлена «Русалка» (1865), осуществлена пост. «Бориса Годунова» (1874). Первая исполнительница партий в ряде рус. опер - Катерина («Гроза» Кашперова, 1867), Мария («Вильям Ратклиф» Кюи, 1869), Салтанетта («Аммалат-Бек» Афанасьева, 1870), Даша («Вражья сила», 1871), Донна Анна («Каменный гость» Даргомыжского, 1872), Ольга («Псковитянка», 1873), Марина Мнишек (1874), а также в заруб. операх, впервые пост. в России, - Эльза («Лоэнгрин», 1868), Берта («Пророк», 1869), Галька (1870), Маженка (1870), Елизавета («Тангейзер», 1874). Среди др. партий - Антонида, Людмила; Наташа («Русалка»), Валентина, Алиса («Гугеноты», «Роберт-Дьявол»), Долорес («Фенелла» Обера), Матильда («Вильгельм Телль» Россини), Эльвира («Пуритане» Беллини). Голос П. не поражал яркостью красок и силой, но отличался мягкостью тембра, звучностью среднего регистра, кристальной чистотой интонации. Осмысленная фразировка и декламационная гибкость придавали её пению особую выразительность. Обладая высокой муз. культурой, драм. талантом, стремясь к простоте и правде, артистка создавала вок.-сценич. образы, полные глубокого чувства и сердечной теплоты. Иск-во П. высоко ценили А. С. Даргомыжский, Ц. А. Кюи, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, В. В. Стасов. Даргомыжский работал с ней над партией Наташи, считая П. лучшей исполнительницей этой партии, Мусоргский - над ролью Марины Мнишек, Серов написал для певицы партию Даши («Вражья сила»), Кюи - Катарины («Анджело»; премьера оперы состоялась уже после ухода П. со сцены). Соч.: Письмо Ю. Платоновой к В. В. Стасову по поводу первой постановки «Бориса», «РМГ», 1895, No 12; Страницы из автобиографии, «СМ», 1983, No 2. |