«ПЛЕЙЕЛЬ» (Pleyel) - одна из ведущих франц. фирм по производству муз. инструментов (ныне полное назв. - «Плейель, Вольф и Сиэ»). Основана композитором и пианистом И. Плейелем в 1807 в Париже. На протяжении 1 й пол. 19 в. фирмой руководили крупные музыканты: К. Плейель (сын основателя, определивший её специализацию - производство клавишных инструментов), Ф. Калькбреннер, А. и Г. Вольф. В начальный период ведущая роль в фирме «П.» принадлежала мастеру Анри Папу, создавшему первые образцы роялей «П.». Их характерная особенность - лёгкость и певучесть звука. На рояле «П.» играл в своем первом концерте в Париже Ф. Шопен. Позднее инструменты были усовершенствованы в соответствии с совр. требованиями (усилена громкость звука, в то же время сохранён характерный мягкий тембр). Фирма «П.» на протяжении 19 в. была инициатором ряда принципиальных конструктивных усовер- шенствований конц. рояля. В нач. 20 в. она начала выпуск клавесинов (первые образцы были изготовлены по заказу польской клавесинистки и пианистки В. Ландовской). Со 2-й пол. 20 в. «П.» производит также арфы, ударные инструменты. В 1838 фирма открыла в Париже специально построенный «Зал Плейель», где поныне проходят симф. и камерные концерты. ПЛЕЙЕЛЬ (Pleyel) Игнац Иосиф (18 VI 1757, Руппертсталь, близ Вены - 14 XI 1831, близ Парижа) - основатель французской фабрики «Плейель», композитор, муз. издатель. По национальности австриец. Учился игре на фп. и скрипке у Я. Б. Ваньхаля, композиции - у Й. Гайдна в Вене (1772-77). Совершенствовался в Италии, общался с известными итал. певцами и композиторами, в т.ч. Д. Чимарозой, Дж. Паизиелло, Г. Пуньяни. С 1783 служил капельмейстером собора в Страсбурге. В 1791-92 дирижировал в Лондоне симф. оркестром муз. общества «Профессиональные концерты» (исполнял и собств. симфонии). Получили известность его произв., явившиеся откликом на революц. события во Франции, - «Гимн Свободе» («Hymne а la Libertй», на сл. Руже де Лилля, 1791), одна из тем которого сходна с началом финала 5-й симфонии Л. Бетховена, и программная симфония «Революция 10 августа [1792], или Аллегорический набат» (1793) - монументальное соч. для хора, оркестра и 7 колоколов (в нём использованы популярные франц. ре-волюц. песни). С 1795 П. жил в Париже, основал муз. издательство, затем фп. фабрику (1807; одна из лучших совр. франц. фирм), одноврем. писал музыку. Из-за коммерч. успеха постепенно отошёл от композиторского творчества. Произв. П., популярные в его время (гл. обр. инстр.), отличающиеся красотой мелодий, элегантностью, по стилю близки к соч. Й. Гайдна. Наиболее известны струн. квартеты (В. А. Моцарт дал высокую оценку квартетам П. ор. 2, посв. Гайдну). Написал инструктивное соч. о фп. игре (совм. с Я. Л. Дусиком). Соч.: оперы - Фея Ургела (Die Fee Urgele, 1776, Вена), Ифигения в Авлиде (1785, Неаполь); балет-пантомима - Суд Париса (Le Jugement de Paris, совм. с Й. Гайдном и Э. Мегюлем, 1793, Париж); для орк. - 29 симфоний, 5 конц. симфоний, серенады; концерты (с орк.) - для фп., для скр., для альта, для влч.; камерно-инстр. ансамбли - дуэты, трио, 45 струн. квартетов, 6 квартетов с флейтой, струн. квинтеты, струн. секстеты, септет для струнных, 2 валторн и контрабаса; для фп. - 12 сонат и др. пьесы; песни. Лит. соч.: Nouvelle methode de pianoforte, contenant les principles du doigtй, P., 1797 (совм. с Dussek). ПЛЕЙЕЛЬ (Pleyel; урожд. Mок; Moke, Mooke) Мари Фелисите Дениз (известна также под именем Камилла) (4 VII 1811, Париж - 30 III 1875, Сен-Жостен-Нод, близ Брюсселя) - франц. пианистка и педагог. Жена Камилла П. (1788-1855), владельца фабрики фп. и издателя. Училась у Ж. Герца, И. Мошелеса и Ф. Калькбреннера, пользовалась советами З. Тальберга, Ф. Листа (играл с П. фп. дуэт Герца). В 1848-72 преподавала в Брюссельской консерватории. Одна из известных исполнительниц своего времени, П. с детских лет концертировала во мн. странах Европы (в России в кон. 1830-х гг.). Об её искусстве восторженно отзывались Л. Обер и Ф. Ж. Фетис. П. находилась в дружеских отношениях с Ф. Мендельсоном, Р. Шуманом (посв. ей статьи), Ф. Листом, высоко ценившим её исполнит. талант (посв. ей свои фп. пьесы «Воспоминания о «Норме» Беллини», 1841; «Бравурная тарантелла», по тарантелле из оперы ?Немая из Портичи» Обера, 1846; его письма к П. опубликовал в 1936 Ж. Тьерсо), с Ф. Шопеном (посв. ей 3 ноктюрна ор. 9). |