ПОБОЧНЫЙ ТОН (франц. note ajoutee, нем. Zusatzton, Zusatz) - звук аккорда, не принадлежащий к его структурной основе (прибавленный к ней). В др. трактовке, П. т. - «неаккордовый звук (т.е. не входящий в терцовую структуру аккорда), который приобретает в данном созвучии гармоническое значение в качестве его составного элемента» (Ю. Н. Тюлин); обе трактовки могут быть совмещены. Чаще всего о П. т. говорят по отношению к тону, не входящему в терцовую структуру аккорда (напр., секста в D7). Различают П. т. заменный (взятый вместо сопряжённого с ним аккордового) и внедряющийся (взятый вместе с ним). Ф. Шопен. Мазурка ор. 17 No 4. П. И. Чайковский. 6-я симфония, часть IV. П. т. возможны по отношению не только к терцовым аккордам, но и к аккордам иной структуры, а также к полиаккордам: Прибавление П. т. (тем более двух, трёх П. т.) обычно ведёт к превращению аккорда в полиаккорд. П. т. создают трёхэлементную функциональную дифференциацию в структуре аккорда: 1) осн. тон («корень» аккорда), 2) прочие тоны осн. структуры (вместе с осн. тоном «ядро» аккорда) и 3) побочные тоны (по отношению к П. т. «ядро» выполняет роль, аналогичную «осн. тону» более высокого порядка). Т. о., простейшие функциональные соотношения могут сохраняться и при многозвучной диссонантной аккордике: С. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта» (10 пьес для фп. ор. 75, No 5, «Маски»). Как явление гармонич. мышления П. т. тесно связан с историей диссонанса. Септима первоначально закрепилась в аккорде (D7) как своего рода «застывший» проходящий звук. Кинетика аккордового диссонанса - это напоминание о его происхождении, о его «побочно-тоновом» характере. Откристал- лизовавшиеся в 17-18 вв. терцовые аккорды (как консонирующие, так и диссонирующие) закрепились, однако, в качестве нормативных созвучий. Поэтому П. т. следует выделять не в таких аккордах, как V7 или II6/5 а в структурно более сложных созвучиях (включая и созвучия, звуки которых могут быть расположены по терциям, напр. «тоника с секстой»). П. т. генетически родственна acciaccatura - исполнительский приём 17-18 вв. (у Д. Скарлатти, Л. Куперена, И. С. Баха). П. т. получили нек-рое распространение в гармонии 19 в. (эффект тоники с секстой в побочной теме финала 27-й сонаты Бетховена для фп., «шопеновская» доминанта с секстой и др.). П. т. стали нормативным средством в гармонии 20 в. Воспринимаемые вначале как «лишние ноты» (В. Г. Каратыгин), т.е. как «застрявшие» в аккорде неаккордовые звуки, П. т. утвердились затем в качестве особой гармонич. категории, равноправной с категориями аккордовых и неаккордовых звуков. Как теоретич. понятие П. т. восходит к идее «прибавленной сексты» (sixte ajoutee) Ж. P. Рамо (в доследовании f1 а1 с2 d2 - с1 g1 с2 е2 осн. тон 1-го аккорда - f, а не d, которое является П. т. - прибавленным к трезвучию f1 а1 с2 диссонансом). X. Риман считал П. т. (Zusätze) одним из 4 путей образования диссонирующих аккордов (наряду с неаккордовыми звуками на тяжёлых и на лёгких долях, а также с альтерацией). О. Мессиан придал П. т. более сложные формы. Г. Л. Катуар обозначает термином «П. т.» неаккордовые звуки, но специально рассматривает «гармонические сочетания, образуемые побочными тонами». Ю. Н. Тюлин даёт П. т. сходную трактовку, подразделяя их на заменные и внедряющиеся. |