ПОЛИМЕТРИЯ (от греч. polus - многий и metron - мера) - соединение двух или трёх метров в одновременности, одна из распространённых форм организации полиритмии. Для П. характерно несовпадение метрич. акцентов в разл. голосах. П. могут образовывать голоса, в которых размер неизменен или переменен, причём переменность не всегда обозначается в нотах соответств. цифровыми знаками. Наиболее яркое выражение П. - сочетание разл. метров на протяжении всего соч. или крупного его раздела. Такая П. встречается редко; известный пример - сцена бала из «Дон Жуана» Моцарта с.контрапунктом трёх танцев в размерах 3/4, 2/4, 3/8. Более распространены краткие полиметрич. эпизоды, встречающиеся в неустойчивых моментах классич. форм, в частности перед кадансами; как игровые элементы они в некоторых случаях используются в скерцо, где складываются чаще всего на основе пропорций гемиолы (см. пример из 2-й части 2-го квартета А. П. Бородина). Особым видом является мотивная П., одна из основ композиции И. Ф. Стравинского. П. у Стравинского насчитывает обычно два-три пласта, и каждый из них обрисовывается протяжённостью и структурой мотива. В типичных случаях один из голосов (бас) мелодически остинатен, протяжённость мотива в нём неизменна, тогда как в др. голосах она меняется; тактовая черта обычно ставится единая для всех голосов (см. пример из 1-й сцены «История солдата» И. Ф. Стравинского). В. Я. Холопова. А. П. Бородин. 2-й квартет, часть II. И. Ф. Стравинский. «История солдата», сцена I. |