ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ (от греч. polus - много и тональность) - особый вид ладотонального изложения, составная (но единая) система звуковысотных отношений, применяемая преим. в совр. музыке. П. - «не сумма нескольких тональностей…, а сложный их синтез, дающий новое ладовое качество - опирающуюся на политонику ладовую систему» (Ю. И. Паисов). П. может иметь вид объединения разнотональных аккордов (аккордовая П.), разнотональных мелодич. линий (мелодич. П.) и объединения аккордов и мелодич. линий (смешанная П.). Внешне П. иногда выглядит как наложение друг на друга тонально разобщённых субструктур (см. пример ниже). П., как правило, имеет единый центр («политонику», по Паисову), который, однако, является не монолитным (как в обычной тональности), а множественным, полигармонически расслоённым (см. Полигармония). Части его («субтоники», по Паисову) используются по типу тоник простых, диатонических тональностей (в таких случаях П.- «псевдохроматич.» целое, по В. Г. Каратыгину; см. Полиладовость). С. С. Прокофьев. «Сарказмы», No 3. Общая основа для возникновения П. - сложная (диссонантная и хроматизированная) ладовая структура, в которой может сохраняться терцовое строение аккордов (особенно на уровне субаккордов). Политоника примера из «Сарказмов» Прокофьева - полиаккорд b - des(cis) - f - ges(fis) - a - это единый сложный центр системы, а не два простых, на которые он, конечно, разложим (трезвучия b-moll и fis-moll); поэтому и система в целом несводима ни к одной обычной тональности (b-moll), ни к сумме двух (b-moll + fis-moll). (Подобно тому, как всякое органич. целое не равно сумме своих частей, созвучание разнотональных субструктур сплавляется в несводимую к одноврем. сочетанию двух или неск. тональностей макросистему: «синтез во время слушания», политональные голоса «окрашиваются в одну доминирующую тональность» - В. В. Асафьев, 1925; соответственно, такая макросистема не должна называться именем к.-л. одной старой монотональности, тем более - именем двух или нескольких старых монотональностей, напр. нельзя сказать, что пьеса Прокофьева - см. нотный пример - написана в тональности b-moll.) Понятию P. родственны понятия полиладовость, полиаккорд, поли- гармония (различие между ними то же, что и между коренными понятиями: тональность, лад, аккорд, гармония). Главный критерий, свидетельствующий о наличии именно П. как одноврем. развёртывания разл. тональностей, - условие, чтобы каждая из них была представлена не одним созвучием (или фигурацией без гармонич. смен), а отчётливо слышимым функциональным доследованием (Г. Эрпф, 1927; Паисов, 1971). Нередко понятия «полиладовость», «полиаккорд» и «полигармония» ошибочно смешиваются с P. Повод для смешения понятий полиладовости или полиаккорда с П. обычно даёт неправильное теоретич. истолкование данных восприятия: напр. осн. тон аккорда принимается за осн. тон (тонику) тональности или, напр., сочетание C-dur и Fis-dur как аккордов (см. тему Петрушки из одноим. балета И. Ф. Стравинского, нотный пример на полосе 329) принимается за сочетание C-dur и Fis-dur как тональностей (т.е. аккорды ошибочно обозначаются термином «тональность»; эту ошибку делает, напр., Д. Мийо, 1923). Поэтому большинство приводимых в литературе примеров П. в действительности её не представляет. Вырывание гармонич. пластов из сложнотонального контекста даёт те же (неверные) результаты, что и вырывание из простого тонального контекста гармоний отдельных голосов в фуге (напр., бас в стретте фуги b-moll Баха, «Хорошо темперированный клавир», 2-й том, такты 33-37, оказался бы в локрийском ладу). Прообразы полиструктур (П.) можно усматривать в некоторых образцах нар. музыки (напр., сутартинес). В европ. многоголосии ранняя предформа П. - ладовая двухслойность (поcл. четв. 13 - первая четв. 15 вв.) с характерной «готической каденцией» типа: cis - d gis - a e - d (см. Каденция). Глареан в «Додекахорде» (1547) допускал одноврем. сочетание представленных разными голосами разл. ладов. Известный пример П. (1544) - «Еврейский танец» X. Нёйзидлера (в издании «Denkmäler der Tonkunst in Цsterreich», Bd 37) - в действительности представляет не П., а полиладовость. Исторически первый «политонально» записанный фальшивый полиаккорд - в заключит. тактах «Музыкальной шутки» В. А. Моцарта (К..-V. 522, 1787): Изредка явления, воспринимаемые как П., встречаются в музыке 19 в. (М. П. Мусоргский, Картинки с выставки, «Два еврея»; Н. А. Римский-Корсаков, 16-я вариация из «Парафраз» - на тему, предложенную A. П. Бородиным). Явления, именуемые П., свойственны музыке 20 в. (П. Хиндемит, Б. Барток, М. Равель, А. Онеггер, Д. Мийо, Ч. Айве, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, К. Шимановский, B. Лютославский и др.). |