ПОЛОВИННАЯ КАДЕНЦИЯ, половинный каданс, полукаданс, - каденционное исследование гармоний, завершающееся не тоникой, а доминантой (или субдоминантой); как бы не доведённый до конца функциональный кругооборот (см. Каденция 1). Название «П. к.» указывает на неполноту заключит. действия, свойственную этому виду каденций. Наиболее распространённые виды классич. П. к.: I-V, IV-V, VI-V, II-V; в П. к. могут входить и некоторые побочные доминанты, альтерированные гармонии. Изредка встречается и плагальная П. к. с остановкой на S (В. А. Моцарт, квартет B-dur, К.-V. 589, менуэт, такт 4); а также П. к. на побочной D (Л. Бетховен, II часть скрипичного концерта: в П. к. - побочная D на вводном тоне). Образец П. к.: Й. Гайдн. 94-я симфония, часть II. Гармонич. П. к. исторически предшествует медианта (mediante; также metrum, pausa, mediatio) - срединный каданс в псалмодич. формах григорианских мелодий (к-рому отвечает в конце полный каданс; см. 1-й нотный пример на колонке 366). В некоторых вок. формах средневековья и эпохи Возрождения П. к. (разновидность срединной каденции) фигурирует под назв. apertum (назв. срединной каденции; франц. ouvert), парой к ней является заключит. (полный) каданс clausum: Г. де Maшо. «Никто не должен думать так». Термин apertum упоминается у Й. де Грохео (ок. 1300), Э. де Мурино (ок. 1400). В музыке 20 в. под влиянием новой гармонич. концепции П. к. могут образовывать гармонии не только диатонической, но также смешанной мажоро-минорной и хроматич. систем: С. С. Прокофьев. «Мысли», ор. 62 No 2. (П. к. завершается на тритоновой ступени, принадлежащей к хроматич. системе гармонии.) Ср. также Фригийская каденция. Лит. см. при ст. Каденция. Ю. Н. Холопов. |