ПОПЕВКА - в широком смысле слова мелодич. оборот, интонация. Термин с 19 в. применяется в фольклористике для обозначения типических мелодич. оборотов нар. песен. Возник в практике др.-рус. певч. искусства и нашёл отражение в его теории. В системе рус. осмогласия П. называются постоянные мелодич. обороты, принадлежащие определ. гласам; т. о., по П. можно определить гласовую принадлежность песнопения. Начало формирования П. восходит к времени становления осмогласия. Постепенно количество П. так возросло, что удержать все их в памяти стало невозможно. В 17 в. появились сборники П.- кокизники (название, по одним источникам, происходит от греч. kokkizo - выбирать, вышелушивать зерно, по другим - от греч. kokkinos - багряный, красный, указывая на эстетич. значение П. как мелодич. украшений напевов, которые первоначально имели псалмодич. характер; поэтому и сами П. нередко назывались кокизами). Существуют П., общие для неск. гласов и особые для каждого гласа. Количество П. в разл. кокизниках разное, нет и единого порядка их расположения. Каждая П. имеет своё название (для одной из них собств. названием является слово «кокиза»). На страницах кокизника приводятся начертания П. с их названиями, а справа или слева от каждой П. указывается слово из наиболее известного песнопения, в котором она использована. Это помогало певцу опознать П. по её графич. начертанию. С П. не следует смешивать лица и фиты, которые в отд. певч. пособиях тоже называются П. Подобно кокизам, лица и фиты также принадлежат одному или неск. определ. гласам, но их значение в организации знаменного распева является иным. П. - это мелодич. основа осмогласия. Без П. немыслима система осмогласия, а следовательно и знаменный распев. Лица и фиты - только эпизодич. украшения мелодии, по значению подобные григорианским юбиляциям. В. М. Металлов насчитывает всего до 270 П., 121 лицо и 79 фит. Во 2-й пол. 17 в. лица и фиты подвергались купюрам, П. же сохранялись как неотъемлемые элементы самого знаменного распева. |