ПОПОВ Валентин Николаевич [р. 21 IV (4 V) 1907, Верхняя Салда, ныне Свердловской обл.] - советский певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1959). В 1939 окончил Уральскую консерваторию по классу пения у E. E. Егорова; в том же году дебютировал в партии Мефистофеля на сцене Пермского оперного театра. В 1940 солист Свердловского театра оперы и балета, в 1941-42 - Свердловского радио, в 1942-46 - Башкирского, в 1946-1948 - Горьковского, в 1948-70 - Пермского театров оперы и балета. Обладает сильным голосом тёплого тембра, отличной дикцией. Как исполнителю П. наиболее близки партии, насыщенные драматизмом, среди лучших - Борис Годунов, Мельник, Филипп II; Ременюк («Семён Котко»); др. партии - Кочубей, Кончак, Галицкий, Досифей, Сусанин; Сторожев («В бурю» Хренникова), Гермоген («Иван Болотников» Степанова; Гос. пр. СССР, 1951), Берсенев («Заря» Молчанова), Монтанелли («Овод» Спадавеккиа), Неизвестный («Маскарад» Толстого). С 1970 преподаватель Пермского муз.-педагогич. уч-ща No 2. ПОПОВ Валерий Сергеевич (р. 9 IX 1937, Ильинская Московской обл.) - сов. фаготист. Засл. арт. РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1964. Сын трубача С. П. Попова (р. 1914). В 1966 окончил Моск. консерваторию у Р. П. Терёхина, в 1969 - аспирантуру у него же. С 1962 солист Гос. симф. оркестра СССР. Выступает как солист и ансамблист. В репертуаре произв. рус., сов. и заруб. композиторов. П. посвящены и впервые им исполнены концерт для фагота с оркестром Л. К. Книппера, концерт для фагота и низких струн. инструментов С. А. Губайдулиной, сонатина Ю. А. Левитина. 1-е пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1963) и на Междунар. конкурсе музыкантов-исполнителей в Будапеште (1965). С 1971 преподаёт в Моск. консерватории (с 1981 доцент). Составитель ряда сборников пьес для фагота и фп. ПОПОВ Гавриил Николаевич [30 VIII (12 IX) 1904, Новочеркасск - 17 II 1972, Репино, под Ленинградом] - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1947). В 1917-22 учился в Донской консерватории (Ростов-на-Дону) по классам фп. и композиции у М. Л. Прессмана; слушал лекции и получал консультации по композиции у М. Ф. Гнесина. В 1922-30 учился в Ленингр. консерватории по классу фп. у Л. В. Николаева, композиции - у В. В. Щербачёва; в 1922 - на архитектурном ф-те 2-го Ленингр. политехнич. института; в 1923-24 - в лит. разряде Ленингр. института истории искусств. В 1924-27 пианист-импровизатор Ленингр. студии пластич. танца. В 1927-31 преподаватель Ленингр. центр. муз. техникума (фп. и композиция). Концертировал как пианист. С 1943 жил в Москве. Музыке П. свойствен экспрессивный, ярко национальный, мужественный характер. Позднее в его творчестве усилились черты эпичности, распевности, что было связано с обращением композитора к хор. жанрам. Сотрудничал с ведущими кинорежиссёрами (38 фильмов) - братьями Васильевыми («Чапаев», 1934), Н. А. Зархи, И. Е. Хейфицем, Ф. М. Эрмлером, С. М. Эйзенштейном, Э. И. Шуб, А. П. Довженко («Поэма о море», 1958) и др. Соч.: опера - Александр Невский (1941, не оконч.); для солистов, хора и орк. - увертюра-кантата К победе (сл. С. М. Городецкого, 1944), поэма Былина про Ленина (слова и напев сказителя И. Конашкова, 1950); для солистов и хора a cappella - 4-я симфония (Слава отчизне, 1949); для орк. - 5 симфоний (1-я 1928-35, 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе им. 15-летия Октября; 2-я - Родина, 1943, осн. на музыке к фильму «Она защищает родину», Гос. пр. СССР, 1946; 3-я - на исп. темы, из музыки к фильму «Испания», 1936; 5-я Пасторальная, 1956; 6-я Праздничная, 1969); для инструмента с орк. - Концерт-поэма (для скр., 1937), Симфоническая ария памяти А. Н. Толстого (для влч. и струн. орк., 1946); камерно-инстр. ансамбли - Песня для скр. и фп. (1927); Мелодия для влч. и фп. (1941); струн. квартет (1951), септет для флейты, кларнета, фагота, трубы, скр., влч. и контрабаса (1927); для фп. - Образы (1925), Большая сюита (1928), 2 мазурки-каприса (1944), 2 пьесы (1947), 2 сказки (1948), 3 лирич. поэмы (1954); для голоса и фп. - 2 вокализа (1926-1927), 2 лирических стихотворения А. С. Пушкина (1938), 2 романса для тенора (сл. М. А. Левашова, 1948), Москва, праздничный вальс (сл. Левашова, 1948) и др.; для хора a cappellа - сюита для детского хора Край наш родной (cл. Левашова, А. И. Машистова, А. А. Прокофьева, 1948), поэма Народам - мир (cл. А. Филатова, 1950), поэма-кантата Славься, партия родная! (cл. Машистова, 1952), Простой человек, коммунист (cл. С. Рустама, 1959), 5 терских казачьих хоров (слова народные и Л. Н. Толстого из повести «Казаки», 1961), хоры на сл. А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева, Пушкина, М. А. Светлова, В. А. Рождественского, С. Я. Алымова, Ли Цзи и др.; музыка к радиопостановкам и драм. спектаклям (св. 10). ПОПОВ Евгений Григорьевич (р. 19 III 1921, с. Гулынки, ныне Старожиловского р-на Рязанской обл.) - сов. хор. дирижёр и композитор. Нар. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1949. В 1950 окончил дирижёрско-хор. ф-т Моск. консерватории у К. Б. Птицы. С того же года худ. рук. Рязанского рус. нар. хора. Автор песен, в т.ч.: «Песня о партии», «Песня о национальном герое Италии и Советского Союза рязанце Фёдоре Полетаеве», «Песнь о солдате». Особое место в творчестве П. занимают песни на стихи С. А. Есенина (среди них - «Над окошком месяц»). Записал ок. 250 рязанских нар. песен, св. 100 из них обработал для хора. ПОПОВ Иннокентий Евгеньевич (р. 20 VIII 1923, Казань) - советский музыковед. Кандидат философских наук (1972). Чл. КПСС с 1952. Окончил в 1947 теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории (у В. А. Цуккермана), в 1952 - аспирантуру по специальности история музыки (рук. В. А. Цуккерман и Н. В. Туманина). С 1947 лит. сотрудник, зав. отделом, чл. редколлегии, в 1961-72 зам. гл. ред. газ. «Советская культура». С 1974 гл. ред. журн. «Музыкальная жизнь». Автор мн. статей, посв. сов. муз. искусству, опубликованных в газетах, журналах, науч. сборниках. Соч.: «Декабристы» [Ю. А. Шапорина], b сб.: Советская музыка, [вып. 1], М., 1956; Симфония А. Эшпая, «СМ», 1960, Mi 4 (совм. с И. Шехониной); Эмиль Гилельс. К 50-летию со дня рождения, «МЖ», 1966, No 19; «Казнь Степана Разина» [Шостаковича], там же, 1967, No 19; Некоторые черты социалистического реализма в советской музыке, М., 1971, и др. И. М. Ямпольский. ПОПОВ Михаил (р. 21 IX 1899, Плевен) - болгарский певец (бас). Нар. арт. НРБ (1947). Занимаясь на юри-дич. ф-те Софийского университета, брал уроки пения у И. Вульпе; участвовал в спектаклях Софийской нар. оперы. Совершенствовался у Ф. де Лючии и у Роша в Неаполе. Выступал в городах Италии (был партнёром Б. Джильи и Т. Скипа). В 1927-66 солист Софийской нар. оперы. С 1968 профессор Болг. гос. консерватории в Софии. П. пол в крупнейших оперных театрах Зап. Европы, в Китае; в СССР - в 1948, 1952, 1953, 1958. Партии: Кончак и Галицкий, Гремин, Пимен, Сусанин, Мельник; Кутузов («Война и мир»), Мефистофель, Фальстаф; Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Зарастро, Осмин («Волшебная флейта», «Похищение из сераля» Моцарта). Пел в традициях итал. школы бельканто. Исп. П. отличалось высокой муз. культурой, точностью фразировки, своеобразием трактовок. Особенно удавались П. спокойно-величавые образы, однако он успешно исполнял и комич. партии (Кецал из «Проданной невесты» Сметаны). Димитровская пр. (1949, 1950). ПОПОВ Саша (11 VII 1899, Русе - 18 VIII 1976, Пассадена) - болг. скрипач и дирижёр. Нар. арт. НРБ (1952). С 4 лет учился игре на скрипке у отца, с 7 лет выступал в концертах. С 1906 изучал скр. игру под рук. К. Приля и О. Шевчика в Венской консерватории. С 1910 гастролировал в Загребе, Петербурге и Одессе (1913); в 1925-28 совершал турне по странам Зап. Европы. С 1928 профессор по классу скрипки Гос. муз. академии в Софии. Среди учеников - В. Стефанов, П. Христосков, Л. Янков. Игра П., одного из лучших болг. скрипачей 10-20-х гг., отличалась блестящей техникой и мягкостью тона. В его обширном репертуаре глубиной интерпретаций выделялось исп. произв. Н. Паганини, И. Брамса, П. И. Чайковского. Продолжая концертировать как скрипач, с 1928 выступал и как дирижёр. В том же году организовал в Софии Академич. симф. оркестр, на основе которого позднее сформировался оркестр Софийской филармонии. В 1931-33 дирижировал спектаклями Софийской нар. оперы, с 1936 - Царским воен. оркестром. Руководил симф. оркестрами Варны (1945-46), Софии (филармонич., 1946-56), организованными им оркестрами в Плевене (1953) и Русе (1959-60). Много гастролировал как дирижёр в странах Европы, Сев. и Юж. Америки, Африки; в 1955 выступал в СССР. Как дирижёр отличался непосредственностью, большой эмоциональностью. Димитровская пр. (1950). А. Абаджиев. ПОПОВ Сергей Сергеевич [2 (14) XII 1887, Москва - 5 III 1942] - советский музыковед. В 1906-10 учился на математич. ф-те Моск. университета. Музыкой занимался под рук. И. Р. Порубиновского и В. А. Золотарёва. С 1922 работал в Москве в Радиокомитете, Большом театре; в 1925-30 - в Муз. секции Гос. академии художеств. наук (ГАХН), в 1930-35 - в Музгизе. Работы П. - гл. обр. публикации неизвестных материалов о жизни и творчестве русский композиторов. Восстановил оперу П. И. Чайковского «Воевода» по оркестровым голосам, обнаруженным им в архиве Большого театра (совм. с П. А. Ламмом). Соч.: Письма П. И. Чайковского к А. И. и Н. А. Губерт, в кн.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, [т.] 1 - П. И. Чайковский, П., 1920; Переписка Чайковского с Бесселем, «К новым берегам», 1923, No 1, 2; Письма П. И. Чайковского к Бесселю, «Музыкальная новь», 1923, No 1, 3; Пребывание Рихарда Вагнера в Москве и его московские концерты в 1863 г., в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924; Неизданные сочинения и работы С. И. Танеева. (Археографический очерк), в сб.: С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни. К десятилетию со дня его смерти. 1915-1925, М., 1925; Гёте в русской музыке, в кн.: Литературное наследство, т. 4-6, М., 1932; Русская музыка на тексты Гёте. Библиографический указатель, там же; Новое о забытых музыкальных произведениях П. И. Чайковского, «СМ», 1933, No 6; Новое о Вагнере в России, там же, 1934, No 11; А. А. Алябьев, там же, 1937, No 5; Забытый романс А. Есаулова на текст Пушкина, там же; А. Н. Островский и П. И. Чайковский, в кн.: А. Н. Островский и русские композиторы. Письма, М.-Л., 1937; Музыкальные сочинения на сюжеты А. Н. Островского, там же, и др. И. М. Ямпольский. ПОПОВ Тодор (р. 23 I 1921, Дряново) - болгарский композитор. Нар. арт. НРБ (1974). Окончил теоретич. ф-т Гос. муз. академии (позднее - Болг. гос. консерватория) в Софии (1949) и аспирантуру (по композиции) под рук. Е. К. Голубева в Моск. консерватории (1957). Работал дирижёром оркестра Военного театра (1945-46), был композитором Ансамбля песни и пляски Мин-ва внутр. дел в Софии. В 1950-52 преподавал в Болг. гос. консерватории гармонию (ассистент кафедры). В 1955-62 ред. журн. «Пионерски ръководител». В 1962-69 1-й секретарь Союза болг. композиторов (с 1972 - ответств. секретарь). Среди произв. П. наибольшую известность получили массовые песни, отличающиеся мелодич. разнообразием (наиболее популярна - из кинофильма «Утро над родиной»). В песенном творчестве использует интонации гор. лирич., а также крестьянской нар. песни. Среди соч. крупных форм - оратория «Светлый праздник» («Светъл празник»), кантата «Песня о Большом дне» («Песен на големия ден», 1968), симф. картина «Рожен», сюита «Далёкое детство» («Далечно детство», 1957), 2 струн. квартета, хоры. Димитровская пр. (1952, 1959). ПОПОВ Юрий Лазаревич (р. 14 IX 1929, станица Зеленчукская Ставропольского края) - советский певец (драм. баритон). Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1966. В 1959 окончил Саратовскую консерваторию по классу пения у А. И. Быстрова. Ещё студентом в 1956 дебютировал на сцене Саратовского театра оперы и балета; с этого же года солист театра. Партии: Князь Игорь; Грязной («Царская невеста»), Демон, Риголетто; Яго («Отелло»), Скарпиа; Моймир («Святоплук» Сухоня), Киазо («Даиси»), Листрат («В бурю»). В. И. Зарубин. |