ПОРПОРА (Porpora) Никола Антонио Джачинто (17 VIII 1686, Неаполь - 3 III 1768, там же) - итальянский композитор, капельмейстер и вок. педагог. Воспитывался в консерватории (приюте) «Деи повери ди Джезу Кристо» в Неаполе (ученик Г. Греко, О. Кампаниле). В 1708 в Неаполе была пост. его первая опера «Агриппина» (т-р «Сан-Бартоломео»). До 1724 работал в этом же городе, был учителем пения в консерватории «Сант-Онофрио» (среди его учеников - певцы Каффарелли и Фаринелли). В 1726-55 жил в Венеции, Вене (здесь у него брал уроки Й. Гайдн), Лондоне (возглавлял оперный театр, конкурировавший с театром, руководимым Г. Ф. Генделем), Дрездене (был придв. капельмейстером). Возвратившись в Неаполь (1760), был капельмейстером кафедрального собора, а также директором консерватории «Сант-Онофрио». П. - характерный представитель неаполитанской оперной школы. Его оперное творчество оказало существ, влияние на современников в Италии и за её пределами. П. развивал сложившийся в его время тип итал. оперы-сериа с её мифологич. и историко-легендарными сюжетами, трактованными весьма условно, господством сольного, зачастую виртуозного, пения. Соч.: оперы (св. 50), в т.ч. Василий - правитель Востока (Basilio, re d'Oriente, 1713, театр «Фьорентини», Неаполь), Ариадна и Тесей (1714, Придв. театр, Вена), Береника - царица Египта, или Спор любви и политики (Berenice, regina d'Egeitto, overo Le gare di amore e di politica, 1718, Рим), Фемистокл (1718, Придв. театр, Вена), Аделаида (1723, Рим), Семирамида, ассирийская царица (Semiramide, regina dell'Assiria, 1724, театр «Сан-Бартоломео», Неаполь), Гризельда (1724, Лейпциг), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1725, Реджо-нель-Эмилия), Сифаче (1725, Герцогский театр, Милан), Эций (1728, «Сан-Джованни Кризостомо», Венеция), Узнанная Семирамида (La Semiramide riconosciuta, 1729, там же), Тамерлан (1730, Турин), Митридат (1730, театр «Капраника», Рим), Александр в Индии (Alessandro nelle Indie, 1730, Дрезден), Ариадна на Наксосе (Ariadne in Naxus, 1733, театр «Линкольне Ин Филдс», Лондон), Триумф Камиллы (Il trionfo di Camilla, 1740, театр «Сан-Карло», Неаполь); оратории, кантаты, мессы и др. духовные произв.; 6 камерных симфоний (Sinfonie de camera, L., 1736); 12 сонат для скр. (Sonate XII di violino, W., 1754); пьесы для клавира и др. |