ПОРТУГАЛЬСКАЯ МУЗЫКА. П. м. имеет общие истоки с испанской музыкой и развивалась в постоянном взаимодействии с нею. Влияние муз. культур Востока (финикийцев, греков, карфагенян, с 1100 до н.э.) сказалось в музыке Лузитании (древнее назв. Португалии) менее, чем в испан. муз. искусстве; римское же господство (2 в. до н.э. - 5 в. н.э.) оставило более заметные следы в П. м. В «Географии» Страбона (ок. 1 в. до н.э.) упоминаются хор. песни лузитан, исполнявшиеся под аккомпанемент флейт и труб. В эпоху рим. владычества распространяется христианство и с ним католич. песнопения, связанные с лат. литургией. Нашествие вестготов (нач. 5 в.) сопровождалось проникновением греко-визант. культового пения, что оставило след в позднейшей П. м. Ведущим жанром был литургич. гимн, имевший нар.-песенные истоки. Наиболее древние нар. песни - трудовые, календарные, а также связанные с церк. праздниками. Самый распространённый песенный жанр - фаду (сольная лирич. песня). Древнейшие нар. муз. инструменты: струн. щипковые - виуэла (позднее виола и виолан), кавакинью; духовые - гайта (волынка); ударные - забумба (большой цилиндрич. барабан), тамбур (барабан меньшего размера), адуфе (квадратный бубен с 2 мембранами). Наряду с мажором и минором сохраняются ср.-век. лады; характерно преобладание квадратных периодов; в музыке пограничных с Испанией р-нов встречаются переменные и смешанные метры. Несмотря на то, что в Лузитании длительное время господствовали арабы (8-15 вв.), их высокоразвитая муз. культура не оказала влияния на П. м., не лишила её нац. своеобразия (даже самый популярный у арабов инструмент лауд не был принят ни испанцами, ни лузитанами). Развитие собственно П. м. началось в 12 в., после отделения Португалии от Кастилии и Леона и образования самостоят. королевства. Формирование португ. нации в результате усиления Реконкисты (борьба за освобождение от арабов, завершённая в 1492) способствовало развитию проф. нац. П. м. В 1290 Диниш I открыл в Лисабоне университет, в котором преподавались также муз. предметы (в 1307 переведён в Коимбру). 12-13 вв. - эпоха придв. искусства трубадуров. Их излюбленный жанр - кантариш ди жесту - героико-эпич. песни история, содержания, отразившие борьбу с маврами и воен. подвиги христ. рыцарей. Один из выдающихся представителей этого искусства - Г. Ансурес (возможно, автор сб. «Кансан ду Фигейрал»; сохранился в списке 15 в.) находился при дворе короля Санчо I, который сам был трубадуром (как и др. португ. короли 13-14 вв., в т.ч. Альфонс III и Диниш I). Среди др. муз.-поэтич. жанров португ. трубадуров - трова, кансан, эндейша, солау, лоа, шакара, жанейра, майя, рей, серранилья, многие из которых имеют нар. происхождение. Особенно популярны в народе были разл. по тематике светские романсы, происходившие от кантариш ди жесту (история., рыцарские, любовные, а также религ. содержания), исполнявшиеся жонглёрами (хугляры), позднее - нар. музыкантами, и вилансико (то же, что испан. вильянсико), первоначально входившие в ср.-век. муз.-драм. действа (типа ауто); позднее вилансико стали чисто песенной формой светского и религ. содержания (в качестве рождеств. песни сохранились в совр. нар. П. м. и браз. музыке). Среди танцев 13-14 вв. - танец с мечами, круговые дансас де рода с пением; позднее возникли вира, вилан, маррафас, фаррапейра, эсталадиньо, мальян, а также шакота (позднее - чакона) и фолия, которые впоследствии вошли в европ. инстр. музыку. В числе ср.-век. инструментов (кроме сохранившихся с древности) - ребек, ситолон (струн. щипковый), а также арфа, псалтериум, известные и в др. странах ср.-век. Европы. В 15-16 вв. интенсивно развивался муз. театр; его создатель - Ж. Висенти (работал также в Испании), в фарсах и аутос которого большое место занимала музыка. Возникли характерные формы инстр. П. м.; выдвинулись композиторы-виуэлисты: Дон Педро (герцог коимбрский), Ант. и Аф. да Силва, П. Ваш, Э. Парлимпу, виртуоз П. да Пена, культивировавшие вариационные формы инстр. музыки - т.н. глосы и диференсиас, а также тентос (полифония, пьесы типа ричеркара), фантазии и танц. пьесы, в которых использовались темы нар. танцев - фолии, чаконы, вилана. П. м. обогащало искусство испан. музыкантов, служивших при португ. дворе; среди них - виуэлисты Л. де Милан, Д. Писадор и М. де Фуэнльяна, органист А. де Кабесон, клавикордист Ф. де Сота. В сер. 15 в. Альфонс V реорганизовал придв. капеллу по образцу англ., в которой работал Дж. Данстейбл, чьё творчество оказало влияние на развитие полифония, хор. П. м. a cappella. В числе крупнейших полифонистов 15-16 вв. - Т. да Силва (сб. «Любители музыки» - «Los amables de la musica»), Ж. ди Менезиш, М. Машаду ди Азеведу, Г. ди Баэна и разносторонний музыкант каноник Э. ди Павиа из Коимбры. Расцвет хор. полифонич. музыки во 2-й пол. 16-17 вв. (т.н. золотой век П. м.) связан с деятельностью М. Мендиша (сб. «Искусство церковного пения» - «Arte de cantochao»), Д. Лобу, M. Кардозу (сб. пассионов, изд. в 1595), Ф. ди Магальяйнша, Д. Диаша ди Мелгасу, Л. Ребелу, Л. ди Кристу. Инстр. музыку писали М. Коэлыо (сб. «Цветы музыки» - «Flores de musica», Лисабон, 1620; включал 28 тентос для клавишных инструментов и арфы), органист Ф. Корреа ди Араужу (руководство по искусству игры на органе - «Facultad Organica», Алькала, Испания, 1626), А. да Круш, автор самого раннего руководства по искусству игры на скрипке и соч. для неё («Lira de arco ou Arte de tanger rabeca», Лисабон, 1639). В 16-17 вв. выдвинулись муз. теоретики, авторы науч. трактатов, в т.ч. Д. ди Гойш (о муз. теории, год и место изд. неизв.), А. Барбозу (о происхождении муз. тонов, изд. в Севилье, 1520), Ж. Осорью («О музыке», изд. в Кёльне, 1588), П. Фалезиу (о церк. пении, изд. в Коимбре, 1617), А. Фернандиша (о церк. пении, изд. в Лисабоне, 1626); трактат короля Жуана IV - прогрессивное для сер. 17 в. полемич. соч. в защиту новой музыки (1649); Жуан IV был основателем крупнейшей муз. б-ки в Лисабоне (погибла при землетрясении 1755). Муз. образование в 17-18 вв. было гл. обр. церковным; его получали в Патриаршей семинарии в Лисабоне, семинарии Сан-Педру в Браге, Корол. колледже в Вила-Висозе, монастыре Санта-Каталина в Рибамаре и др.; муз. теория преподавалась в университете в Коимбре. С кон. 17 в. в течение 200 лет в муз. жизни Португалии господствовала итал. опера. В Лисабоне гастролировали многочисл. итал. труппы (с 1682), поощрявшиеся корол. двором. Были построены спец. оперные театры - «Театру да Ажуда», «Опера ду Тежу», «Театру ди Салватерра», «Театру ди Келуш», «Театру ду Байру-Алту» и др.; в 1793 открылся корол. театр «Сан-Карлуш» в Лисабоне (крупнейший в 70-х гг. 20 в.). Певцы посылались обучаться искусству бельканто в Италию; там же получили образование крупнейшие португ. оперные композиторы 18 в. - Ф. А. д'Алмейда (первая в П. м. опера «Терпение Сократа», 1733, пост. в 1793), Ж. С. Карвалью (12 опер), Д. Перес (ок. 30 португ. и итал. опер, в т.ч. «Героизм Сципиона», 1741; «Александр в Индии», 1745; «Демофонт», 1752; «Сулейман», 1757), а также М. А. Португал да Фонсека, оперы которого ставились в крупнейших театрах Европы, в т.ч. в Петербурге («Принц-трубочист», «Двое горбатых») и Париже (оперу «Обольстительный философ» Наполеон выбрал для открытия сезона итал. оперы в 1801). Основоположники нац. оперы - А. Тейшейра и гл. обр. А. Ж. да Силва, оперы которого, по жанру близкие к испан. сарсуэле, отмечены чертами зарождавшегося нац. стиля (комич. опера «Жизнь великого Дон Кихота из Ла Манчи», 1739). Однако нац. направление не получило развития в оперной П. м.; композиторы след. поколения - Ж. Ж. Балди, Л. Ш. душ Сантуш, А. Леал Морейра, А. Силва и др. продолжали подражать итал. образцам. Одноврем. оперные композиторы писали культовую хор. и инстр. музыку, в т.ч. д'Алмейда, Периш. Выделялись инстр. соч. К. Сейшаша, церк. органиста и рук. корол. капеллы (1721-29) в Лисабоне. Он был (по некоторым сведениям) учеником Д. Скарлатти, автором ряда оригинальных, окрашенных нац. колоритом сонат и токкат для клавесина в духе итал. и испан. сонат того времени; писал также мессы (10), мотеты, соч. для органа. Пользовались известностью инстр. соч. Карвалью (наряду с операми); в его сонатах, ричеркарах, токкатах и др. клавесинных пьесах уже проступали черты фп. стиля. Развитию инстр. музыки способствовали созданные в нач. 19 в. первые муз. общества и оркестры, в т.ч. Филармонич. общество в Лисабоне, организованное в 1822 Ж. Д. Бонтемпу, композитором, пианистом и педагогом, основателем (1835) и руководителем первой т.н. Корол. консерватории (позднее - Нац. лисабонская консерватория). Бонтемпу был первым автором нац. симф. и камерно-инстр. соч., однако у него не оказалось последователей, и до кон. 19 в. португ. композиторы продолжали писать традиц. итал. оперы; среди них - Ф. Ca ди Норонья, М. А. Перейра, Ф. ди Фрейташ Газул. В кон. 19 в. в П. м. проникли франц. и нем. влияния, привнесённые А. Машаду (окончил Парижскую консерваторию), который стал автором опер в духе франц. лирич. оперы - «Лауреана» (1883), «Марио Веттер» (1898), «Венера» (1905), «Боргезина» (1909) и др., и 20 оперетт, в т.ч. «Солнце Наварры» (1870), «Золотой крест» (1873), «Мария ди Фонт» (1879). Под влиянием Р. Вагнера написана опера «Любовь и гибель» (1907) Ж. Аррою. Оперетты в кон. 19 в. писали также С. ди Кардозу, Ф. Дуарти, В. Пинту. С сер. 19 в. в гл. городах страны был создан ряд конц. организаций, в т.ч. «Академия Мельпомены» (1845), общество «Публичные концерты» (1860), муз. ассоциация «24 июня» (1879-88) в Лисабоне; в организуемых ими концертах участвовали заруб. дирижёры, исполнявшие соч. Р. Вагнера, Ф. Листа и др. композиторов того времени. В 1863 пианист Г. Дади организовал в Лисабоне 1-й публичный концерт классич. камерной музыки; им осн. также Об-во классич. концертов (1874) и Конц. общество Лисабона (1875), однако оба общества существовали недолго. Среди др. организаторов концертов - Г. Косоль и Э. Неуман. Гл. распространителем симф. и камерной музыки была ок. 50 лет (с 1884) Корол. академия любителей музыки. Муз. коллективы создавались также в г. Порту - Филармония (с 1852; осн. Ф. Э. да Кошта), Квартетное общество (1874), Об-во камерной музыки (1883); в Порту (с 1881) существует хор «Орфеон», осн. видным муз. деятелем М. ди Ca, который позднее также организовал Об-во симф. концертов, Муз. ассоциацию нар. концертов и Ассоциацию педагогов класса смычковых инструментов (рук. её концертами); в 1917 в Порту открыта консерватория. Проблемы П.м. в 19 в. освещали муз. журн. и газеты - «Arte Musical», «Amphion», «Gazeta de Harmonia», «Gazeta Dramatico-Musical di Lisboa», «Anais di Orfeao Portuense». В 1-й пол. 20 в. большее развитие (по сравнению с оперой) получила инстр. музыка. Выдвигаются крупные композиторы и исполнители, учившиеся гл. обр. в Германии; среди них - композитор, пианист и дирижёр Ж. Виана да Мота (ученик Л. Ф. Шарвенки, Ф. Листа, X. Бюлова). Своей симфонией «Родина»; «Португальской рапсодией» для фп. и мн. фп. пьесами и хор. соч., отмеченными художеств. мастерством и близостью к нац. муз. фольклору, Виана да Мота заложил основы нац. П.м. 20 в. Он был также музыковедом, рук. Конц. общества Лисабона (с 1917) и рук. Лисабонской консерватории (1919-38). Среди др. композиторов - О. да Силва (учился в Берлине; 2 струн. квартета, скр. соната, фп. пьесы и др. камерно-инстр. соч.); ученик Э. Хумпердинка Л. Фрейташ Бранку (один из рук. лисабонской консерватории, в 1926-38 директор театра «Сан-Карлуш»; 5 симфоний, драм. симфония «Манфред» для солистов, хора, органа и оркестра, симф. поэмы, 2 орк. «Португальские сюиты», фп. соч. и др., обр. нар. песен), Р. Коэлью (гл. обр. оперы, а также симф. соч.), а также К. Карнейру (ученик П. Дюка в Париже; балет, орк. пьесы, камерно-инстр. соч. в духе франц. импрессионистов). Нац. колоритом окрашены соч. И. Круша («Лузитанские мотивы» для оркестра, симф. поэмы «Лисабон» и «Коимбра») и особенно ведущего представителя совр. П. м. Ф. Лопиш Грасы, воспитанника, затем профессора консерватории в Лисабоне, муз. критика и прогрессивного обществ. деятеля, пропагандиста совр. музыки, основателя общества совр. камерной музыки «Соната» (1942); в балетах, орк. и вок. соч., в т.ч. в песнях на сл. Ф. Гарсиа Лорки для тенора и инстр. ансамбля и мн. камерно-инстр. и др. произв., использовал нац. муз. фольклор. Подъём муз. жизни в 20 в. связан с деятельностью пианиста и музыковеда М. А. Ламбертини, основателя Об-ва камерной музыки (1900-15), С. Л. ди Брага, организатора выступлений (с 1900) симф. оркестров из Берлина, Мюнхена, Парижа, стимулировавших создание нац. орк. коллективов (организованные в 1909 М. А. Ламбертини и в 1910 скрипачом Ж. Кардоной оркестры вскоре прекратили существование из-за финансовых трудностей). Первый постоянный нац. симф. оркестр, осн. в 1911 С. Л. ди Брага (работал до 1928) исполнял произв. Р. Вагнера и франц. импрессионистов. Оркестр, осн. виолончелистом Д. ди Соза (в 1914), пропагандировал классич. рус. музыку. Нек-рое время (с 1928) новый оркестр под упр. П. ди Фрейташа Бранку (1920) исполнял соч. совр. композиторов. В числе исполнителей в нач. 20 в. - пианисты Л. Мендиш, Ф. Лайриш, А. Мареа; скрипач А. Беттенкур; певец Ф. д'Андради; пианист и музыковед С. Кастнер. В Лисабоне в 20-е гг. выступали крупнейшие иностр. музыканты - пианисты М. Розенталь, А. Рубинштейн, X. Итурби, скрипачи П. Коханьский, X. де Манен, виолончелисты П. Касальс и Г. П. Пятигорский и др. солисты и коллективы (в т.ч. Римский квинтет). С сер. 30-х гг. видные заруб. артисты исполняли новейшую музыку в симф. и камерных концертах организованного в 1935 Элизой ди Соза Педрозу Кружка муз. культуры (президент М. Н. Маседу), который имел филиалы во мн. городах страны. Среди муз. обществ - Об-во Португальских авторов (SPA), Лисабонское конц. общество, Хор. общество (осн. в 1931, один из рук. И. Круш, 1940-47), Об-во изящных искусств, «Музыкальная молодёжь Португалии» (с 1960-х гг. основатель Ж. Брага Сантуш), «Музыкальное возрождение» (пропагандирует старинную П. м., осн. И. Крушем в 1923), Хор. общество «Дуарти Лобу» (осн. И. Крушем в 1930). Среди композиторов 50-70-х гг. - Ж. Брага Сантуш (также дирижёр) - автор опер и симф. соч., А. Касуту, использующий серийную технику (также дирижёр), Ф. Пириш и др. представитель авангардизма в П. м. Ж. Пешинью, автор и теоретич. работ. Гл. муз.-уч. заведения в совр. Португалии - Нац. консерватория в Лисабоне, Муниципальная консерватория в Порту и Муз. академия в Коимбре, а также Академия любителей музыки в Лисабоне (частная консерватория), спец. лицеи (с муз. кафедрами). В 30-е гг. созданы симф. оркестры в Лисабоне - Нац. радиовещания, Лисабонский филармонич. (с 1937, рук. И. Круш), Нац. совета, Радио Порту (рук. С. Перейра); камерный оркестр Гульбенкяновского фонда (рук. М. Табачник). Дух. оркестры существуют в Лисабоне и др. португ. городах. Культовая музыка исполняется в кафедральном соборе в г. Порту, где выступают крупнейшие хоры и органисты. Организованы муз. фестивали - Гульбенкяновского фонда (Лисабон; май - июнь; исполняются оперы, балеты, классич. музыка), фестиваль в г. Синтра (ежегодно, в августе). Работают также общества хор. музыки и дух. оркестры ив др. городах. Создана ассоциация композиторов в Лисабоне. Организованы Центр по изучению искусства григорианского пения, Кабинет муз. исследований при Нац. секретариате по делам искусств (GEMEN). Муз. соч. публикуют издательства «Сассетти и К?» в Лисабоне, «Портукаленш» в Порту. Имеется португ. отделение амер. фирмы грампластинок «His masters voice» и «Текла»; с 1960-х гг. выпускается серия пластинок «Антология музыкального фольклора Португалии» (рук. серии Ф. Лопиш Граса). Среди совр. журн. - «Revista do Conservatorio», «Musica», «O Eco Musical» (с 1911), «Arte Musical» (с 1932), «De musica», «Gazeta Musical» (с 1951). В 70-е гг. издаётся журн. «Panorama», посв. общим вопросам культуры. Однако несмотря на нек-рое оживление муз. жизни, П. м. в 20 в. не выдвинула таких ярких деятелей, как представители испан. Ренасимьенто; муз. жизнь страны в целом носит и в 70-е гг. провинциальный характер. |