ПРАУТ (Prout) Эбенезер (1 III 1835, Аундл, Нортхемптоншир - 5 XII 1909, Хакни, близ Лондона) - англ. муз. теоретик, педагог и композитор. В 1854 окончил философский ф-т Лондонского университета. Учился игре на фп. у Ч. Саламана. В 1859-73 служил церк. органистом, одноврем. (1861-85) преподавал игру на фп. в Школе искусств лондонского Хрустального дворца. Первые его произв. - камерные ансамбли (струн. и фп. квартеты) - получили в 1862 и 1865 1-е пр. Об-ва англ. музыкантов. Среди др. муз. соч. - кантаты, реквием, месса и др. культовые соч. В 1871-74 изд. журн. «Monthly Musical Record», сотрудничал в журн. «Academy» (1874-79), «Ateneum» (1879-89). В 1876-1890 был дирижёром Хор. ассоциации г. Хакни. Преподавал гармонию и композицию в Нац. спец. муз. школе (1876-82), в Корол. академии музыки (с 1879), игру на фп. - в Муз. школе «Гилдхолл» в Лондоне (с 1884); с 1894 профессор Дублинского университета. Известен гл. обр. как теоретик. В своих трудах, посв. контрапункту, фуге, муз. форме и др. вопросам, сформулированные им закономерности основывал на творч. практике лучших композиторов прошлого и совр. образцах (мн. работы переведены на европ. яз., в т.ч. на рус). П. - ред. ораторий (добавил аккомпанемент), в т.ч. «Самсон» (1880) и «Мессия» (1902; издал партитуру и клавир) Генделя. Соч.: кантаты - Хирворд (Hereward), Альфред, Рыцарь красного креста (The red cross knight) и др.; для орк. - 4 симфонии, 2 увертюры, сюиты; концерты с орк. - 2 для органа; квартеты и др. камерные ансамбли; для голоса с орк. - Свобода (Freedom); пьесы для органа, культовая хор. музыка. Лит. соч.: Instrumentation, L., 1876 (рус. пер. - Праут Э., Элементарное руководство к изучению инструментовки, М.-Лейпциг, 1900); Harmony, its theory and practice, L., 1889, 1903, то же, N. Y., 1971; The orchestra, v. 1-2, L., 1888-89, Counterpoint: strict and free, L., 1890, I910; Double counterpoint and canon, L., 1891; Fugue, L., 1894, 4900 (рус. пер. - Фуга, M., 1900, 1922); Fuguai analysis, L., 1892 (рус. пер. - Анализ фуг, M., 1892); Musical form, L., 1893, 1903 (рус. пер. - Музыкальная форма, М., 1900); Applied forms, L., 1895, то же, L., 1970 (рус. пер. - Прикладные формы, М., б. г.); Analytical key to the exercises in the 16th and subsequent editions of «Harmony», L., 1903; A course of lectures on orchestration, L., 1905; Mozart, L., 1907 (рус. пер. - Моцарт, М.-П., 1923). |