ПРИВАЛОВ Николай Иванович [22 V (3 VI) 1868, Ниж. Тагил - 28 IX 1928, Ленинград] - сов. музыкант-этнограф, инструментовед, дирижёр и композитор. В 1895 окончил Горный институт в Петербурге, в 1903 - Археологич. институт там же. Находясь в 1890-х гг. в Заонежье (Олонецкой губ.), собрал коллекцию нар. муз. инструментов. Брал уроки теории музыки у Н. Ф. Соловьёва, а также у В. Е. Савинского (теория музыки и гармония) и И. В. Лабинского (инструментовка). В 1896-1913 был музыкантом-исполнителем в Великорусском оркестре, под рук. В. В. Андреева занимался разысканием старинных рус. инструментов, их исследованием и реставрацией. Затем организовал свой оркестр рус. нар. инструментов, которым руководил 11 лет; принимал участие в Вечерах рус. песни М. И. Долиной. С 1899 преподавал муз.-теоретич. предметы в войсках гвардии в Петербурге. В 1902 организовал Бесплатные муз. классы игры на нар. инструментах при петерб. Нар. доме и был их руководителем. В это же время под рук. П. были созданы самодеят. оркестры и ансамбли - великорусский, древнерусский из домр и гуслей, хор рожечников. В 1916-17 при участии П. в Нар. доме были организованы классы чтения произв. нар. словесности, где также инсценировались обряды, игрища и былины. В 1908-19 П. доцент Археологич. института (муз. фольклор). После Окт. революции 1917 П. вёл многогранную науч., преподават. и просветит. работу. В 1920-22 профессор и проректор Одесской консерватории, науч. сотрудник Одесского археологич. института по кафедре этнографии. В 1922-23 работал в отделе нар. образования в Боровичах (инструктор по художеств. образованию и рук. оркестра рус. нар. инструментов). С 1923 снова в Ленинграде, где преподавал в Ин-те муз. просвещения (1923-24), Центр. муз. техникуме (1926-27), заведовал 3-м муз. техникумом (1923-1925), читал лекции в Музее филармонии, руководил муз. самодеятельностью завода «Красный треугольник». Одноврем. выступал в качестве исполнителя на нар. инструментах. Автор оперы «На Волге» (пост. 1902, зал Павловой, Петербург), музыки к драм. сценам «Илья Муромец», «Скоморохова жена». Обрабатывал нар. песни. Написал самоучители игры на гуслях звончатых (СПБ, 1903), балалайке (Л., 1927). В 1914-17 ред. журн. «Музыка и пение». Соч.: Ударные музыкальные инструменты русского народа (накры, бубны, барабаны, ложки, тарелки, трензель, варган, колокола), «Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний», 1903, октябрь-ноябрь; Гудок - древнерусский народный, смычковый инструмент в связи со смычковыми инструментами других стран. Историко-этнографическое исследование, СПБ, 1904; Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа. Очерк их происхождения, появления на Руси и существования (домра, балалайка, лютня, кобза, бандура, бандурка, торбан, мандолина, гитара). Историческое исследование, «Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний», 1905, апрель-июнь, 1906, февраль; Лира (лiра, риле и реле), СПБ, 1905; Музыкальные духовые инструменты русского народа, вып. 1-2, СПБ, 1906-08; Звончатые гусли на Руси, «Музыка и пение», 1908, No 7, 8, 10; По Москве - в поисках за музыкальными народными инструментами, там же, 1908, No14-21; Ложки. Русский народный музыкальный инструмент, в связи с соответствующими музыкальными орудиями других стран и эпох. Историческое исследование, там же, 1908, No 28-33; Опыт библиографического указателя по литературе русской народной песни, в кн.: Славянские концерты Горленко-Долиной 19, 28 января и 7 февраля 1909, [СПБ, 1909]; Песнетворчество южных славян, «РМГ», 1913, No 6-9, 11-14; Историческая судьба русской народной песни, там же, 1913, No 49-52; Из области церковной археологии, «Музыка и пение», 1914, No 6-8, 12; Калики-перехожие, «РМГ», 1917, No 3; Народные музыкальные инструменты Белоруссии, в кн.: Институт белорусской культуры. Записки отдела гуманитарных наук, кн. 4. Труды кафедры этнографии, т. 1, вып. 1, Минск, 1928 (на белорус. яз.), и др. |