ПРОКОФЬЕВ Всеволод Александрович [31 III (12 IV) 1898, Калуга - 17 III 1942, Ленинград] - советский музыковед. В 1923 окончил ф-т истории музыки Петрогр. института истории искусств, с 1926 науч. сотрудник этого института. С 1930 принимал участие в работах муз. секции Академии материальной культуры, Об-ва письменности и искусства. С 1922 изучал историю рус. оперы кон. 18 - 1-й пол. 19 вв., творчество композиторов этого периода (А. Н. Титова, М. А. Матинского, О. А. Козловского, В. А. Пашкевича и др.). Работал над восстановлением партитур и фп. переложений старинных опер и муз. водевилей. Соч.: Михаил Матинский и его опера «Санкт-Петербургский гостиный двор», в кн.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927; Из истории русского просвещенного музыкального дилетантизма. К материалам о семье Титовых, в сб.: De Musica. Временник Отдела теории и истории музыки, вып. 3, Л., 1927, и др. ПРОКОФЬЕВ Григорий Петрович [28 XII 1883 (9 I 1884), Козлов, ныне Мичуринск Тамбовской обл. - 3 XII 1962, Москва] - советский музыковед, пианист, педагог и методист. Окончил в 1906 юридич. ф-т Моск. университета, в 1909 - Моск. консерваторию по классу фп. у К. Н. Игумнова. С 1909 преподавал игру на фп., в 1911-24 - в Моск. консерватории, где с 1915 вёл также курс методики фп. игры и её преподавания (с 1919 проф.). Вместе с М. М. Ипполитовым-Ивановым и А. Б. Гольденвейзером (в первые годы после Окт. революции 1917) чл. директората Моск. консерватории, декан организованного по его инициативе педагогич. ф-та. В 1923-43 преподавал в муз. уч-ще и Центр. муз. школе-десятилетке при Моск. консерватории. В 1924-31 действит. чл. ГИМНа и пред. его фп.-методология, секции. В 1931-41 организатор и рук. Н.-и. муз.-педагогич. лаборатории, первоначально при Академии коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской, затем Ин-те художеств. воспитания Академии педагогич. наук РСФСР, с 1938 - при Моск. консерватории. С 1944 ст. науч. сотрудник Ин-та художеств. воспитания (отделение спец. психологии), с 1950 - Ин-та психологии Академии педагогич. наук РСФСР. С 1906 активно выступал как муз. критик в моск. периодич. печати (газ. «Русские Ведомости» и др.), в 1910-16 был моск. корреспондентом «Русской музыкальной газеты». Проницательностью суждений отмечены его статьи о творчестве А. Т. Гречанинова, Г. Л. Катуара, Н. К. Метнера, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина. Был одним из первых исследователей творчества С. В. Рахманинова. В послереволюц. годы разрабатывал вопросы методики и психологии фп. педагогики и исполнительства. Под его ред. и с его предисловиями изданы кн.: «Техника игры на фортепьяно» Ф. Штейнхаузена (пер. с нем., М., 1926), сб. «Развитие пианиста» (М., 1935); с его послесловием кн. «Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони» М. Н. Бариновой (М., 1964). Соч.: Певец интимных настроений (С. В. Рахманинов), «РМГ», 1909, No 48-52, 1910, No 2, 6, 26-31, 37, 38, 40; Игра на фортепьяно. (Лекции, читанные 21 и 28 марта 1926 г.), М., 1927; Формирование музыканта-исполнителя, М., 1956; Рахманинов играет Скрябина, «СМ», 1959, No 3; Заметки о Рахманинове, там же, 1959, No 10; Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем, «Вопросы психологии», 1959, No 5, и др. И. М. Ямпольский. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич [11(23)IV 1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл. - 5 III 1953, Москва] - советский композитор, пианист, дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1947). Род. в семье агронома, управляющего имением. Семья сумела обеспечить одарённому мальчику все условия для быстрого духовного созревания. Особенно велика была роль матери - хорошей пианистки, ставшей его первой муз. воспитательницей. Жизнь в деревенской усадьбе среди степной природы, крестьянские песни навсегда оставили след в сознании композитора, заложив основы его гармонич. мировосприятия. В 5 лет П. сочинил первую пьесу для фп. Дарование мальчика высоко оценил С. И. Танеев, по его рекомендации в Сонцовку дважды приезжал на летние месяцы Р. М. Глиэр - первый учитель П. по композиции. Годы учения в Петерб. консерватории (1904-14) были для П. периодом стремительного творч. развития, создали прочные основы его композиторского и пианистического мастерства. П. учился у А. К. Лядова (композиция), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витола (анализ форм). В 1909 П. окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 - по классу фп. (у А. Н. Есиповой; премия им. А. Г. Рубинштейна за исп. своего 1-го концерта для фп. с оркестром); занимался также по дирижированию у H. H. Черепнина. В годы учения П. вместе с другом и соучеником Н. Я. Мясковским изучал новейшие соч. А. Н. Скрябина, М. Регера, Р. Штрауса. Композитор нашёл поддержку в петерб. кружке «Вечера современной музыки», а несколько позднее в моск. кружке критика В. В. Держановского. В 1911-18 П. увлекался новейшими муз. идеями. Разочаровавшись в эстетич. ценности позднего романтизма и рус. академизма, он не стал последователем ни эстетич. символизма Скрябина, ни импрессионизма Дебюсси; более заметным было воздействие творчества И. Ф. Стравинского. Важную роль в формирования искусства П. сыграли новые течения в области театра, поэзии, живописи. Его привлекали стихи А. А. Ахматовой и К. Д. Бальмонта, живопись рус. последователей П. Сезанна и А. Матисса, театр. идеи В. Э. Мейерхольда. В 1914 С. П. Дягилев, один из влиятельных покровителей и консультантов П. в последующие полтора десятилетия, заказал ему балет. В летние месяцы 1913 и 1914 П. выезжал за границу для знакомства с заруб. искусством. В годы 1-й мировой войны 1914-18 П. много концертировал: в Петрограде, Москве и др. городах России. Острое, брызжущее молодостью и озорством искусство композитора пугало академистов и эстетов, но встретило горячую поддержку наиболее проницательных современников, среди которых были М. Горький, В. В. Маяковский, критики В. Г. Каратыгин, Б. В.Асафьев. Концертные фирмы А. И. Зилоти и С. А. Кусевицкого организовали авторские вечера П., вызвавшие сенсацию. Дореволюц. период творчества П. отмечен интенсивностью поисков и напряжённостью стилистич. эволюции. Его мужественное искусство резко противостояло произв. господствовавших в музыке многочисл. эпигонов Скрябина и Дебюсси. П. шёл от наивности ранних фп. сказок и гавотов к стихийному конструктивизму токкаты (ор. 11), от неоклассического «моцартианства» симфониетты (ор. 5) к дерзким варваризмам «Скифской сюиты» (ор. 20) и кантаты «Семеро их» (ор. 30), от известной традиционности ранних романсов (ор. 9) к проницательным интонационным опытам вок. сказки «Гадкий утёнок» (ор. 18) и романсов на стихи Ахматовой (ор. 27). В лучших соч. этого времени обнаруживались возросшая энергия ритмов, смелое расширение рамок тональности за счёт полиладовых и плакатно-красочных созвучий, новая трактовка фп. Испытывая заметные воздействия группы деятелей искусства, объединившихся вокруг Дягилева, П., однако, сохранил свою особую эстетич. позицию, продолжавшую традиции М. П. Мусоргского и др. рус. классиков. Первое из соч., заказанное Дягилевым, - балет «Ала и Лоллий» (по мотивам др.-слав. мифологии, либр. С. М. Городецкого) - было отвергнуто заказчиком. Музыка несостоявшегося балета целиком вошла в оркестровую «Скифскую сюиту». Премьера её (1916) вызвала острую борьбу мнений, разноречивые оценки. Второй заказ (1915) - балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (по мотивам сказок Пермской губ.) - послужил стимулом для экспериментов П. в области обновления рус. мелоса. Вопреки эстетич. доктрине, утверждавшей приоритет балета над «отмирающим» оперным жанром, П. с увлечением работал и в области оперы. Вслед за романтически экспрессивной «Маддаленой» (1911, 2-я ред. 1913) он сочинил лирико-психологич. оперу «Игрок» (1915-16, по Ф. М. Достоевскому), заключающую в себе черты обличения нравов бурж. общества. В опере сочетаются тонкий лиризм и сатирич. заострённость, меткость декламации и захватывающие симф. нагнетания. Наибольшее признание в эти годы получают первые два концерта П. для фп. с оркестром. Не меньшее значение в формировании стиля П. принадлежало ранним фп. сонатам - особенно 2-й (1912), 3-й и 4-й (обе « 1917), а также циклу фп. миниатюр «Мимолётности». Плодотворным был для П. 1917-й год; наряду с двумя сонатами он закончил 1-й концерт для скрипки с оркестром, «Классическую симфонию», написал эскизы 3-го концерта для фп. с оркестром. Весной 1918 П. выехал в конц. поездку в США. Выступая в Нью-Йорке, композитор столкнулся с консерватизмом амер. критики, не оценившей новаторской сущности его искусства и осудившей его как «большевика и скифа». В 1919 П. написал для Чикагского театра эксцентрич. оперу-сказку «Любовь к трём апельсинам» (по К. Гоцци), идея которой родилась ещё в России (пост. 1921, Чикаго, затем в СССР и Германии). Не встретив активной поддержки в США, П. в 1920 уехал в Париж, где вскоре добился признания благодаря содействию Дягилева и Кусевицкого С. С. Прокофьев. Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский». Страница партитуры. Автограф. (пост. балета «Сказка о шуте…» труппой Дягилева в Париже и Лондоне - 1921, исп. «Скифской сюиты» и кантаты «Семеро их» - 1921 и 1924). Заслуженного успеха удостоился его 3-й концерт для фп. с оркестром (1921), в котором рус. муз. стиль смело обновлён и динамизирован. Во время пребывания в Германии (1922-23) композитор продолжил работу над драм.-экспрессивной оперой «Огненный ангел» (по повести В. Я. Брюсова), воскрешающей трагические сцены «процессов ведьм» в 16 в.; создание этой масштабной оперы потребовало многих лет напряжённой работы (1919-27). С 1923 П. жил в Париже, где сблизился с прогрессивными музыкантами Франции (А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк). Здесь он продолжал напряжённую творч. и исполнительскую деятельность. В нач. 20-х гг. П. обратился к поискам более усложнённого хроматизированного стиля. Среди крупных произв. этих лет - эпическая 2-частная 2-я симфония (1924), сочетающая урбанистич. жёсткость конструкции (1-я часть) с красотой рус. распева и блестящей изобретательностью вариационного развития (2-я часть). Напряжённый драматизм и масштабность развития отличают и 3-ю симфонию (1928), осн. на тематизме оперы «Огненный ангел». В сотрудничестве с Дягилевым и по его заказу П. создал 2 одноактных балета. Балет «Стальной скок» (пост. 1927, либр. Г. Б. Якулова) вызвал широкий интерес в Париже и Лондоне благодаря новизне конструктивистской пост. (балетм. Л. Ф. Мясин) и попытке воплощения образов революц. России. В балете «Блудный сын» (балетм. Дж. Баланчин, 1929) отразилось новое для композитора стремление к утончённому лиризму и прозрачно-хрупкой оркестровке. Эмоц. смягчённость и прояснение стиля обнаружились и в сонате для 2 скрипок (1932), балете «На Днепре» (пост. 1932). В 20-е и нач. 30-х гг. П. с успехом гастролировал как пианист в крупнейших центрах Зап. Европы и Америки, захватывая мужественным динамизмом, виртуозным размахом, мощью. В 1927 с триумфом выступал в СССР, где укрепились его связи с Н. Я. Мясковским. Б. В. Асафьевым, В. Д. Мейерхольдом. Поездки по США (1925, 1930, 1933) сопровождались новыми заказами (4-я симфония на материале музыки балета «Блудный сын» - к 50-летию Бостонского симфонического оркестра, 1-й квартет - по заказу Б-ки Конгресса в Вашингтоне). Однако отрыв от России стал отрицательно сказываться на творч. развитии П. (абстрактность и эмоциональная блёклость некоторых фп. пьес - «Вещи в себе» и др.). Вместе с тем 4-й концерт для фп. с оркестром (для левой руки), предназначенный для австр. пианиста П. Витгенштейна (1931), и 5-й концерт для фп. с оркестром (1932) вновь продемонстрировали тяготение композитора к мощной, «атлетической» виртуозности. Ни успех у публики, ни общение с выдающимися деятелями зап.-европ. культуры не могли заменить П. всё более недостававших ему контактов с Родиной. Поездки в СССР (1927, 1929, 1932) привели его к решению покончить с заруб. обязательствами и окончательно переехать в Москву. Начиная с 1933 композитор становится в строй ведущих деятелей сов. культуры, не прекращая (до 1938) конц. поездок за границу. Он сотрудничает с сов. режиссёрами С. М. Эйзенштейном, А. Я. Таировым, С. Э. Радловым, мастерами балета Л. М. Лавровским, Г. С. Улановой, музыкантами-исполнителями Г. Г. Нейгаузом, С. Т. Рихтером, Э. Г. Гилельсом, Д. Ф. Ойстрахом. Сов. период творчества П. отмечен плодотворными исканиями. П. воплощает в своих произв. новые идеи и тематику (темы Родины, её истории и др.). Чётче определяются реалистич. и нац.-эпические черты его музыки, богаче становится лирическая линия соч. композитора, органичнее - синтез традиционных тональных и мелодич. средств со стилистич. достижениями музыки 20 в. В годы, предшествующие Великой Отечеств. войне 1941-45, П. создаёт ряд новых шедевров: 2-й концерт для скрипки с оркестром (1935), балет «Ромео и Джульетта» (1935-36), музыку к фильму «Александр Невский» (1938). Сотрудничество с деятелями театра и кино рождает программные соч., отмеченные рельефностью и остротой характеристик, - сюита «Поручик Киже» (1934, на материале одноим. фильма), сюита «Египетские ночи» (1934) из музыки к одноим. спектаклю Камерного театра, симф. сказка для детей «Петя и волк» (1936), кантата «Александр Невский» (1938-39). В 1939 П. создаёт оперу «Семён Котко» в характере нар. бытовой драмы о событиях Гражд. войны на Украине (по повести «Я сын трудового народа» В. П. Катаева), в 1940 - комич. оперу «Обручение в монастыре» («Дуэнья», по Р. Шеридану). Композитор пробует силы и в жанрах массовой сов. песни и кантаты, среди них - монументальная Кантата к 20-летию Октябрьской революции (1936-37), в которой используются тексты из работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, лирико-эпич. кантата «Здравица» (1939) на тексты совр. нар. песен. В кантате «Александр Невский», опере «Семён Котко», 6-й фп. сонате зазвучали мотивы предчувствий грозной воен. бури, свидетельствуя о возросшей социальной чуткости автора. Одной из блистательных кульминаций искусства П. была пост. «Ромео и Джульетты» в Ленингр. театре оперы и балета (1940). В музыке балета с её щедрой пленительной мелодикой и шекспировской мощью контрастов П. подвёл итог своих многолетних исканий муз. реалистич. стиля. Великая Отечеств. война 1941-45 обострила нац. чувство П. Раздумья о судьбах России в тяжкую годину Отечеств. войны приводят композитора к монументальному замыслу патриотич. оперы-эпопеи «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (1-я ред. 1941-43), в которой скрещиваются две важнейшие линии творчества П. - лирико-психологическая и эпическая. Прямое воплощение тема войны нашла в симф. сюите «1941 год», в кантате «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» (1942-1943), в ряде песен и маршей. Усилившееся тяготение П. к нац.-эпической образности проявилось в богатырски величавой 5-й симфонии (1944) и в музыке к фильму «Иван Грозный». Яркими документами тревожного времени стали сонаты для фп. - 6-я (1939-40), 7-я (1939-42) и 8-я (1939-44), в которых наряду с драм. конфликтностью образов нашли преломление мотивы рус. эпоса. Композитор проявляет интерес к муз. фольклору народов СССР (2-й струн. квартет на кабардинские темы, 1941; эскизы комич. оперы «Хан Бузай» по мотивам казах. сказок). Своеобразной разрядкой после трагически обострённых эмоций первых воен. лет были прозрачно светлые настроения, воплотившиеся в «неоклассической» сонате для флейты и фп. (1943) и в балете-сказке «Золушка» (1940-44). Тяжёлое заболевание П. с нач. 1945 ограничило возможности его творч. работы. В послевоенные годы композитор создал рус. фантастич. балет «Сказ о каменном цветке» (1948-50) по мотивам уральских сказов П. П. Бажова и оперу «Повесть о настоящем человеке» (1947-48) на сюжет одноим. повести Б. Н. Полевого. Душевно чистые образы детства нашли выражение в симф. сюите «Зимний костёр» и оратории нa стихи С.-Я.-Маршака «На страже мира» (с использованием хора мальчиков и детского голоса соло). В эти же годы П. осуществляет новые редакции некоторых своих ранних произв., в т.ч. 4-й симфонии, 5-й сонаты для фп. В ряде последних соч. появились новые для П. черты - созерцательность, светлое умиротворение (9-я соната для фп., 1947; соната для виолончели и фп., 1949). Особенно яркое выражение они получили в жанрово-лирич. 7-й симфонии (1951-52), ставшей «лебединой песнью» композитора. Вместе с тем такие произв., как 6-я симфония (1945-47), - эпическое напоминание о трагедиях минувшей войны, концерт-симфония для виолончели с оркестром, сказочно-эпическая 1-я соната для скрипки и фп. (1938-46), посв. Д. Ф. Ойстраху, отличаются масштабностью мышления, новизной колористич. и конструктивных решений. Наряду с Б. Бартоком, П. Хиндемитом, К. Орфом, А. Онеггером, И. Ф. Стравинским и Д. Д. Шостаковичем П. решительно обновил образный и стилистич. строй муз. искусства, не порывая с классич. традициями. Громадное наследие композитора охватывает почтя все муз. жанры - от детских песен до симфоний и кантат. Особенно значительны его достижения в жанрах оперы и балета; здесь П. неизменно выступал как смелый реформатор, динамизируя и обновляя муз. драматургию. В его операх значит. место занимают основанные на сквозном действии сцены, в которых сложное симф. развитие сочетается со стремительным диалогом, броским речитативом, гибко претворяющим речевые интонации. В сов. период в оперном творчестве П. возрастает роль вок. кантилены и завершённых муз. форм. Сходная эволюция заметна и в балетах: «скифские» и эксцентрич. мотивы ранних одноактных балетов позднее сменяются углублённостью психологич. содержания, выраженного в масштабных формах большого симфонизированного балета. Чрезвычайно плодотворной была работа П. в области фп. и симф. музыки. Его 5 концертов для фп. с оркестром, 9 фп. сонат, множество миниатюр для фп. открывают новую страницу в эволюции клавирного стиля. Композитору присущи тяготение к сухим токкатным звучаниям, к простоте и «обнажённости» фактуры, к чётким, «ударным» звучностям, отказ от фигурационной пышности, свободные переходы от виртуозных нагнетаний к плавной кантилене. Прочно вошли в мировой репертуар 7 симфоний П., образность которых во многом обусловлена содержанием и стилем его же театр. музыки. На граня симф. и театр. жанров сложился стиль кантатно-ораториальных опусов П.: ораторски-речевые или распевные приёмы использования хора свободно взаимодействуют в них с ярко характеристической партией оркестра. Новое в кантатах П. связано с воздействием динамич. образности кино либо со смелыми опытами муз. воплощения документальной прозы (Кантата к 20-летию Октября). В стилистике П., поначалу казавшейся дерзко-нигилистической, преобладает созидательное, творчески-конструктивное начало. В противовес дробности, измельчённости мелоса в модернистском искусстве он упорно культивирует развёрнутые мелодия, линии, обогащенные свежестью модуляционных сдвигов; вопреки тяготению к разрушению тональности - неизменно утверждает чёткость ладово-функциональных устоев, одноврем. расширяя и усложняя тональную систему. Гармония П. основывается на расширенной 12-ступенной звуковой системе. Она отличается многозвучными полиладовыми комплексами и резкими контрастами между «зоной неустоев» и тональными опорами. Примечателен интерес П. к масштабным, строго классичным конструкциям, к ритмически импульсивной технике остинато, к сочному орк. стилю, основанному на чистых тембрах - то острохарактерных, то мягких и прозрачных. Творчество П. преемственно связано д. классич. рус. музыкой 19 в. Величавый эпос М. И. Глинки и А. П. Бородина, красочность нар.-фантастич. образов Н. А. Римского-Корсакова, реалистич. характерность и драматизм М. П. Мусоргского нашли в его искусстве достойное продолжение. Одноврем. с этим мн. черты муз. стиля П. отразили новое звуко-ощущение человека 20 в.: образная контрастность - от жёсткости до нежнейшего лиризма, ритмич. упругость, лапидарность гармонич. и тембровых эффектов, свобода политональных и полимодальных приёмов. Вместе с И. Ф. Стравинским и Б. Бартоком. П. прокладывал пути совр. интерпретации фольклора. С. С. Прокофьев. 1-я страница партитуры 10-й картины оперы «Война и мир». Автограф. Мощный динамизм музыки П. во многом обусловлен бурными социальными потрясениями эпохи. Современники угадывали в его лучших соч. живые отражения событий обеих мировых войн и революц. катаклизмов нач. 20 в. Образы обострённого гротеска, обличительного сарказма, свойственные музыке молодого П., были своеобразным отголоском настроений русской интеллигенции в канун Октябрьской революции 1917. По мере возмужания таланта П. в его искусстве всё большее значение приобретает тема утверждения новых духовных сил народа, вступившего на путь коренных социально-историч. преобразований. П. всё явственнее раскрывался как художник социалистич. эпохи: от интуитивного постижения стихии революц. обновления к сознательному воспеванию героики революции, пафоса нар.-освободит. войны, радости созидания. Музыка П. получила огромную популярность в СССР и за рубежом. Статистика неоднократно подтверждала, что П. является одним из самых репертуарных авторов 20 в. Его оперы и балеты постоянно идут во многих сов. и заруб. муз. театрах. По всему миру звучат симф. и фп. пьесы П. Сов. кинематографисты экранизировали балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», оперы «Игрок» и «Любовь к трём апельсинам». Чл. академии «Санта-Чечилия» в Риме (1934), Швед. корол. муз. академии (1947), почётный чл. «Умелецкой беседы» в Праге (1946). Гос. пр. СССР (1943, три - в 1946; 1947, 1951), Ленинская пр. СССР (1957, посмертно, за 7-ю симфонию). Имя П. присвоено Гос. струн. квартету и муз. школе в Москве. Основные даты жизни и деятельности 1891.-11(23) IV в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губ. (ныне с. Красное Красноармейского района Донецкой обл.) в семье агронома С. А. Прокофьева родился сын Сергей. 1896. - Начало занятий музыкой под рук. матери. Первое соч. - «Индийский галоп» (для фп., записан матерью). 1898. - Гувернантка Луиза Роблен записала ряд фп. пьес юного П. 1900. - Поездка с родителями в Москву. - Посещение Большого театра. - Сочинение оперы «Великан» на собств. либр. 1901. - Сочинение оперы «На пустынных островах». - Поездка к родственникам в Калужскую губ.; любительская пост. «Великана» в усадьбе Раевских. - Занятия общеобразовательными предметами под рук. отца. 1902. - Поездка с родителями в Петербург и Москву. - Посещение Мариинского театра. - Занятия теорией музыки с С. И. Танеевым и Ю. Н. Померанцевым. - Летом в Сонцовке занятия с Р. М. Глиэром. 1903. - Летом второй приезд Р. М. Глиэра в Сонцовку. - Создание оперы «Пир во время чумы» по А. С. Пушкину и серии фп. миниатюр. 1904.-II. Поездка с матерью в Петербург для поступления в консерваторию. - Консультации у А. К. Глазунова. - Уроки у М. М. Чернова. - Работа над оперой «Ундина» (либр. М. Г. Кильштет). - IX. Экзамен и зачисление в консерваторию в класс композиции А. К. Лядова. 1905. - Участие в коллективном письме студентов в защиту Н. А. Римского-Корсакова, уволенного из консерватории. 1906. - Начало дружбы с Н. Я. Мясковским; совместное музицирование. - Посещение авторских вечеров М. Регера; встреча с А. Н. Скрябиным. - Уроки инструментовки у Н. А. Римского-Корсакова. 1907. - Посещение «Кружка начинающих композиторов». - Завершение работы над «Ундиной». 1908. - Участие в кружке «Вечера современной музыки», сближение с В. Г. Каратыгиным, А. П. Нуроком, В. Ф. Нуве-лем. - Начало занятий дирижированием с Н. Н. Черепниным. - 18 XII. Дебют П. в 45-м собрании «Вечеров современной музыки» (исп. фп. пьес «Наваждение», «Отчаяние», «Сказка» и др.). 1909. - Исп. симфонии e-moll Придв. оркестром (дир. Г. Варлих). - Окончание консерватории по классу сочинения. - Поступление в класс А. Н. Есиповой (фп.). 1910. - Оркестровые соч. П. - эскиз «Осеннее» и симф. картина «Сны» исп. на ученическом вечере в консерватории. - Опыты в жанре романса и хор. музыки (ор. 7 и 9). - Выступления на «Вечерах современной музыки». - Знакомство с И. Ф. Стравинским. 1911. - Сближение с моск. кружком В. В. Держановского - редактора журн. «Музыка». - Исп. «Снов» и «Осеннего» на летних симф. концертах (дир. К. С. Сараджев, Москва, Сокольнический круг). 1912.-25 VII. 1-й концерт для фп. с оркестром исполнен автором в моск. Нар. доме (дир. К. С. Сараджев). - Печатные выступления Н. Я. Мясковского в защиту музыки П. на страницах журн. «Музыка». 1913.-23 VIII. Первое исп. автором 2-го концерта для фп. с оркестром. - Поездка с матерью за границу (Франция, Великобритания, Швейцария). - Встреча с К. Дебюсси в редакции петерб. журн. «Аполлон». 1914. - Окончание консерватории по классу фп. - Поездка в Лондон, посещение «Русских сезонов» С. П. Дягилева; создание по его заказу балета «Ала и Лоллий». 1915. - Поездка в Италию, - Авторские выступления в Риме. - Знакомство с итал. футуристами. 1916.-16 I. Премьера «Скифской сюиты», созданной на материале балета «Ала и Лоллий». - Включение в репертуар Мариинского театра оперы «Игрок». - Авторские выступления в Петрограде, Москве, Киеве, Саратове. - Начало сотрудничества с издательством С. А. Кусевицкого. 1917. - Контакты с В. Э. Мейерхольдом (постановщиком «Игрока»). - Знакомство с М. Горьким. - Восторженная реакция на события Февральской революции. - Участие в «Союзе деятелей искусств» вместе с А. А. Блоком, В. В. Маяковским, В. Э. Мейерхольдом. - Замысел оперы «Любовь к трём апельсинам» (по совету Мейерхольда). 1918. - Возвращение в Петроград. - Дружеские встречи с В. В. Маяковским (Москва, «Кафе поэтов»). - IV. «Прокофьевская» неделя в Петрограде: исп. Классической симфонии, «Мимолётностей», 3-й и 4-й фп. сонат. - Встреча с наркомом просвещения А. В. Луначарским. - Отъезд за границу по командировке Наркомпроса. - Путешествие через Сибирь и Дальний Восток. - Авторские концерты в Токио и Йокохаме (июнь), Нью-Йорке и Чикаго (окт.-дек.). 1919. - Завершение оперы «Любовь к трём апельсинам» по сказке К. Гоцци для Чикагского оперного театра. - Конц. поездки по Америке. 1920. - Затруднения с постановкой оперы «Любовь к трём апельсинам» в Чикаго. - Поездка в Париж. - Конц. выступления в Калифорнии и Мексике. 1921. - Исп. «Скифской сюиты» и балета «Сказка о шуте…» в Париже; большой успех. - 16 XII. Первое исп. 3-го концерта для фп. с оркестром в Чикаго. - 30 XII. Премьера оперы «Любовь к трём апельсинам» (там же). 1922. - Переезд в Германию (местечко Этталь в Баварии). - Подготовка к печати серии рукописей (для издательства «Edition Musicale Russe»), - Встречи в Берлине с В. В. Маяковским. - Переписка с сов. друзьями (Н. Я. Мясковским, Б. В. Асафьевым, В. В. Держановским). - Женитьба на певице Л. Льюбера. 1923. - Переезд в Париж. - 18 X. Первое исп. 1-го концерта для скрипки с оркестром, его неприятие в модернистских кругах Франции. 1924.-9 III. Исп. 5-й сонаты для фп. в Париже; неприятие произв. публикой. - Исп. 2-го фп. концерта (2-я ред., 8 V) и кантаты «Семеро их» (29 V). 1925.-6 VI. Первое исп. 2-й симфонии в концерте С. А. Кусевицкого. - пост. оперы «Любовь к трём апельсинам» в Кёльне. - Переговоры о конц. поездках в СССР. - Успешные гастрольные турне по Зап. Европе и США. 1926. - пост. оперы «Любовь к трём апельсинам» в Ленинграде (18 II) и Берлине (9 X). - Встреча с М. Горьким во время гастролей в Италии. - Переговоры с В. З. Мейерхольдом о переработке оперы «Игрок». 1927.-I-III. Пребывание в СССР. - Триумфальный успех авторских концертов П. в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе. - 14 IV. Конц. исп. в Париже фрагментов из оперы «Огненный ангел» под упр. Кусевицкого. - 7 VI. Премьера балета «Стальной скок» в Париже. 1929. - Первые исп. в Париже 3-й симфонии (17 V, дир. П. Монтё) и балета «Блудный сын» (21 V, хореография Дж. Баланчина). - XI. Вторая поездка в Москву; дружеские контакты с В. Э. Мейерхольдом и В. В. Маяковским. 1930. - Трёхмесячное гастрольное турне по США. - Исп. 4-й симфонии в Бостоне (14 XI) и Париже (18 XII). 1931. - Активная конц. деятельность (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Чехословакия). 1932.-31 X. Первое исп. автором 5-го концерта для фп. с оркестром в Берлине (дир. В. Фуртвенглер). - Приглашение в Москву для занятий по композиции с аспирантами консерватории. - Первое исп. в Париже балета «На Днепре» (т-р «Гранд-Опера», хореограф С. Лифарь) и сонаты для 2 скрипок. - XI. Третья поездка в СССР; решение П. возвратиться на Родину («я с величайшей радостью возвращаюсь восвояси на советскую землю»). 1933 - Летом отдых на юге Франции в доме видного коммунистич. деятеля Ж. Садуля. - Осень. Начало работы в качестве педагога-консультанта в Моск. консерватории (до 1937). 1934. - Конц. выступления на Украине и в Закавказье. - Отдых на берегу Средиземного моря. - Сотрудничество с моск. Камерным театром (музыка к спектаклю «Египетские ночи», пост. А. Я. Таирова). 1935.-IV. Премьера «Египетских ночей» в Камерном театре с музыкой П. - XII. Конц. поездка с франц. скрипачом Р. Соэтаном в Испанию и Сев. Африку. 1936.-2 V. Первое исп. симф. сказки для детей «Петя и волк». - Первые исп. «Русской увертюры» и симф. сюит из «Ромео и Джульетты». - Гастрольная поездка по Зап. Европе и США. 1937. - Замысел кантаты о покорителях Сев. полюса. 1938. - Последнее конц. турне за границей. - Изучение техники звукового кино в студиях Голливуда. - XI. Исп. концерта для виолончели с оркестром на Декаде сов. музыки в Москве. - 1 XII. Выпуск на экраны фильма режиссёра С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с музыкой П. - 30 XII. Премьера балета «Ромео и Джульетта» в г. Брно (Чехословакия). 1939. - Работа в содружестве с В. Э. Мейерхольдом над оперой «Семён Котко». - Создание дополнит. номеров к балету «Ромео и Джульетта» для Ленингр. театра оперы и балета. - 17 V. Первое исп. кантаты «Александр Невский». - 21 XII. Первое исп. кантаты «Здравица». 1940.-11 I. Первая пост. балета «Ромео и Джульетта» в Ленингр. театре оперы и балета (балетм. Л. М. Лавровский). - 20 IX. Премьера оперы «Семён Котко» в Моск. оперном театре им. К. С. Станиславского. 1941.-V-VI. Закрытые показы комич. оперы «Дуэнья» («Обручение в монастыре») в Моск. оперном театре им. К. С. Станиславского. - Главы автобиографии П. опубликованы в журн. «Советская музыка». - Женитьба на поэтессе М. А. Мендельсон. - Первые отклики на события Великой Отечеств. войны 1941-45: симф. сюита «1941 год», песни и марши. - Эвакуация в Нальчик. - XI. Переезд в Тбилиси. 1942. - Переезд в Алма-Ату по приглашению С. М. Эйзенштейна для работы над фильмом «Иван Грозный». - IX. Первое исп. 2-го квартета в Москве. - Успешные исп. кантаты «Александр Невский» в Великобритании и США. - Поездка в Москву с остановкой в Семипалатинске (для работы над мушкой к фильму «Партизаны в степях Украины»). 1943.-18 I. С. Т. Рихтер впервые исп. 7-ю сонату для фп. - II. Замысел казах, комич. оперы «Хан Бузай». - VI. Переезд в Пермь. - X. Возвращение в Москву. 1944.-21 II. Первое исп. кантаты «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным». - 16 X. Первый показ оперы «Война и мир» (под фп., Ансамбль сов. оперы ВТО, Москва). - 30 XII. Исп. Э. Г. Гилельсом 8-й сонаты для фп. 1945.-13 I. Первое исп. 5-й симфонии (последнее дирижёрское выступление П.). - Тяжёлое заболевание (гипертония). - После длительного лечения работа в Доме творчества в Иваново. - 7 VI. Конц. исп. оперы «Война и мир» в Большом зале консерватории (дир. С. А. Самосуд). - 21 XI. Премьера балета «Золушка» в Большом театре (балетм. Р. В. Захаров). 1946.-12 VI. Сценическая премьера оперы «Война и мир» в Ленингр. Малом оперном театре (первые 8 картин). - 23 X. Первое исп. сонаты для скрипки и фп. (ор. 80) Д. Ф. Ойстрахом и Л. Н. Обориным. - 3 XI. пост. оперы «Дуэнья» («Обручение в монастыре») в Ленингр. театре оперы и балета. - 22 XII. Балет «Ромео и Джульетта» впервые пост. в Большом театре. 1947. - Временное улучшение состояния здоровья в результате почти безвыездного пребывания на загородной даче в пос. Николина Гора. - Взлёт творч. активности: завершение 6-й симфонии (первое исп. 11 X, зал Ленингр. филармонии, дир. Е. А. Мравинский), новой редакции 4-й симфонии, а также 9-й фп. сонаты. 1948. - Сближение с дирижёром С. А. Самосудом. - 3 X. Неудачный показ оперы «Повесть о настоящем человеке» в Ленингр. театре оперы и балета (закрытый просмотр). 1949. - Тяжёлый рецидив болезни. - Сотрудничество с С. Я. Маршаком (начало работы над симф. сюитой «Зимний костёр» и ораторией «На страже мира»). 1950.-1 III. Первое исп. сонаты для виолончели и фп. - 19 XII. Первые исп. сюиты «Зимний костёр» и оратории «На страже мира». 1951.-21 IV. Чествование П. в Союзе композиторов по случаю 60-летия со дня рождения. 1952.-18 II. Первое исп. симфонии-концерта для виолончели с оркестром. - Присуждение П. персональной пенсии. - Решение об издании избранных сочинений композитора. - Окончание 7-й симфонии (по заказу Всесоюзного радио). - 11 X. Первое исп. 7-й симфонии. - Замысел концерта для двух фп. и струн. оркестра. 1953. - Работа с коллективами Большого театра и Моск. муз. театра им. Станиславского и Немировича-Данченко по подготовке спектаклей балета «Каменный цветок» и оперы «Война и мир». - П. сочинил эскизы Концертино для виолончели с оркестром и сонаты для виолончели соло. - 5 III. Смерть на моск. квартире от кровоизлияния в мозг. - Похоронен на Новодевичьем кладбище. Соч.: оперы - Маддалена (сюжет и либр. М. Ливен, ор. 13, 1911; 2-я ред. 1913, не исп.), Игрок (по. Ф. М. Достоевскому, либр. П., ор. 24, 1915-16; 2-я ред. 1927. пост. 1929, Корол. театр, Брюссель), Любовь к трём апельсинам (по К. Гоцци, либр. П., ор. 33, 1919, пост. 1921, Чикаго; 1926, Ленингр. театр оперы и балета). Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, либр. П., ор. 37, 1919-27; конц. исп. 1954, «Т-р Елисейских полей», Париж; пост. 1955, театр «Фениче», Венеция), Семён Котко (либр. B. П. Катаева и П., ор. 81, 1939; пост. 1940, Оперный театр им. К. С. Станиславского, Москва), Обручение в монастыре (Дуэнья, по Р. Шеридану, либр. П., ор. 86, 1940; пост. 1946, Ленингр. театр оперы и балета), Война и мир (по Л. Н. Толстому, либр. П. и М. А. Мендельсон-Прокофьевой, ор. 91, 1941-43; 2-я ред. 1946-52; пост. 1946, Ленингр. Малый оперный театр), Повесть о настоящем человеке (по Б. Н. Полевому, либр. П. и М. А. Мендельсон-Прокофьевой, ор. 117, 1947-48; пост. 1948, Ленингр. театр оперы и балета, закрытый просмотр; 1960, Большой театр); балеты - Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (по рус. нар. сказкам Пермской губ., из сб. А. Н. Афанасьева, либр. П., ор. 21, 1915; 2-я ред. 1920; пост. 1921, «Театр лирик», труппа С. П. Дягилева, Париж), Стальной скок (либр. Г. Б. Якулова и П., ор. 41, 1925; пост. 1927, труппа Дягилева, театр Сары Бернар, Париж), Блудный сын (либр. Б. Кохно, ор. 46, 1928; пост. 1929, труппа Дягилева, там же), на Днепре (либр. C. Лифаря и П., ор. 51, 1930; пост. 1932, театр «Гранд-Опера», Париж), Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, либр. С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского, Л. М. Лавровского и П., ор. 64, 1935-36; пост. 1938, театр «На градбах», Брно; 1940, Ленингр. театр оперы и балета), Золушка (либр. Н. Д. Волкова, ор. 87, 1940-44; пост. 1945, Большой театр; Гос. пр. СССР, 1946), Сказ о каменном цветке (по П. П. Бажову, либр. М. А. Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского, ор. 118, 1948-50; пост. 1954, Большой театр); для солистов хора и орк. - оратория - На страже мира (сл. С. Я. Маршака, ор. 124, 1950; Гос. пр. СССР, 1951); кантаты Семеро их (сл. К. Д. Бальмонта, ор. 30, 1917-18), К 20-летию Октября (текст-монтаж П. из соч. К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, ор. 74, 1936- 1937), Александр Невский (сл. П. и В. А. Луговского, ор. 78, 1938-39), Здравица (текст из рус., укр., белорус., кумыкского, курдского, мар. и морд. фольклора, ор. 85, 1939), Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным (сл. П. Г. Антокольского, ор. 93, 1942-43), Расцветай, могучий край (сл. Е. А. Долматовского, ор. 114, 1947); вок.-симф. сюиты Песни наших дней (сл. А. Пришельца, В. И. Лебедева-Кумача, С. Я. Маршака, народные, ор. 76, 1937), Зимний костёр (ел, С. Я. Маршака, ор. 122, 1949; Гос. пр. СССР, 1951); для орк. - 7 симфоний (Классическая, D-dur, op. 25, 1916-17; 'd-moll, op. 40, 1924; c-moll, op. 44, 1928; C-dur, op. 47, 1930, 2-я ред., op. 112, 1947; B-dur, op. 100, 1944, Гос. пр. СССР, 1946; es-moll, op. 111, 1945-47; cis-moll, op. 131, 1951-52, Ленинская пр., 1957), симфониетта (A-dur, op. 5, 1909; 2-я ред., 1914; 3-я ред., op. 18, 1929), сюиты Ала и Лоллий (Скифская сюита, ор. 20, 1914-15), Шут (из балета, ор. 21 bis, 1922), Любовь к трём апельсинам (из оперы, ор. 33 bis, 1934), Стальной скок (из балета, ор. 41 bis, 1926), Блудный сын (из балета, ор. 46 bis, 1929), Четыре портрета и Развязка из оперы «Игрок» (ор. 49, 1931), На Днепре (из балета, ор. 51 bis, 1933), Поручик Киже (из музыки к фильму, ор. 60, 1934), Египетские ночи (из музыки к спектаклю, ор. 61, 1934), Ромео и Джульетта (1-я сюита из балета, ор. 64 bis, 1936, 2-я сюита из балета, ор. 64 bis, 1936, 3-я сюита из балета, ор. 101, 1946), Летний день (детская сюита, ор. 65 bis, 1941), Семён Котко (из оперы, ор. 81 bis, 1941), 1941 год (ор. 90, 1941), Золушка (1-я сюита лз балета, ор. 107, 1946; 2-я сюита из балета, ор. 108, 1946; 3-я сюита из балета, ор. 109, 1946), Вальсы (симф. сюита в 6 частях, ор. 110, 1946), Летняя ночь (из оперы «Обручение в монастыре», ор. 123, 1950), Свадебная сюита (из балета «Сказ о каменном цветке», ор. 126, 1951); поэмы - Тридцать лет (ор. 113, 1947), Встреча Волги с Доном (ор. 130, 1951); увертюра (два варианта: для 17 исполнителей и для большого орк., ор. 42, 1926; ор. 42 bis, 1928), увертюра на евр. темы (ор. 34 bis, 1934), Русская увертюра (два варианта: для четверного и тройного состава орк., ор. 72, 1936); симф. картина Сны (ор. 6, 1910), Дивертисмент (ор. 43, 1925-29; конц. перелож. для фп., ор. 43 bis, 1938), Симфоническая песнь (ор. 57, 1933), симф. эскиз Осеннее (ор. 8, 1910), сказка Петя и волк (сл. П., ор. 67, 1936), симф. марш (B-dur, op. 88, 1941), Ода на окончание войны (ор. 105, 1945), Два пушкинских вальса (ор. 120, 1949), Цыганская фантазия (из балета «Сказ о каменном цветке», ор. 127, 1951), Уральская рапсодия (из балета «Сказ о каменном цветке», ор. 128, 1951); концерты с орк. - 5 для фп. (Des-dur, op. 10, 1911-12; g-moll, op. 16, 1913, 2-я ред. 1923; C-dur, op. 26, 1917-21; B-dur, op. 53, 1931, для левой руки; G-dur, op. 55, 1932); 2 для скр. (D-dur, op. 19, 1916-1917; g-moll, op. 63, 1935), для влч. (e-moll, op. 58, 1933-38), симфония-концерт для влч. (e-moll, op. 125, 1950-52), Концертино для влч. (g-moll., op. 132, завершено др. автором), для 2 фп. и струн. орк. (ор. 133, 1952, не закончено); для дух. оркестра - 4 марша (ор. 69, 1935-37), марш (ор. 99, 1943-44); камерно-инстр. ансамбли - соната для 2 скр. (ор. 56, 1932); для скр. и фп. - 2 сонаты (ор. 80, 1938-46, Гос. пр. СССР, 1947; ор. 94 bis, 1943-44, транскрипция сонаты для флейты и фп.), 5 мелодий (ор. 35 bis, 1925); соната для флейты и фп. (ор. 94, 1943); соната для влч. и фп. (ор. 119, 1949), Баллада для влч. и фп. (ор. 15, 1912), Юмористическое скерцо для 4 фаготов (ор. 12 bis, 1912), 2 струн. квартета (ор. 50, 1930; на кабардинские темы, ор. 92, 1941), Увертюра на евр. темы для кларнета, 2 скр., альта, влч. и фп. (ор. 34, 1919), квинтет для гобоя, кларнета, скр., альта и контрабаса (ор. 39, 1924); для фп. - сонаты (ор. 1, 1907, 2-я ред. 1909; ор. 14, 1912; ор. 28, 1907, 2-я ред. 1917; ор. 29, 1908, перелож. для орк. Andante, op. 29 bis, 1934, 2-я ред. 1917; op. 38, 1923, 2-я ред., op. 135, 1952-53; op. 82, 1939-40; op. 83, 1939-42, Гос. пр. СССР, 1943; op. 84, 1939-1944, Гос. пр. СССР, 1946; ор. 103, 1947; ор. 137, 1953, не законч.); 3 сонатины (2 - ор. 54, 1932; 3-я - Пасторальная, ор. 59, 1934), токката (ор. 11, 1912), Сарказмы (ор. 17, 1912-1914), Мимолётности (ор. 22, 1915-17), Сказки старой бабушки (ор. 31, 1918), 2 конц. транскрипции из оперы «Любовь к трём апельсинам» (ор. 33, 1918, два фрагмента из оперы), Вещи в себе (ор. 45, 1928), Мысли (ор. 62, 1933-34), Детская музыка (12 лёгких пьес, ор. 65, 1935), Ромео и Джульетта (10 пьес для фп., конц. транскрипция из музыки к балету, ор. 75, 1937), Гавот (ор. 77,1938, конц. транскрипция из музыки к спектаклю «Гамлет»), 3 пьесы из балета «Золушка» (ор. 95, 1942), 10 пьес из балета «Золушка» (ор. 97, 1943), 6 пьес из балета «Золушка» (ор. 102, 1944), 4 этюда (ор. 2, 1909), пьесы (ор. 3, 1911; ор. 4, 1910-12; ор. 32, 1918; ор. 52, 1930-31; ор. 59, 1934; ор. 96, 1941-42); для скр. соло - соната (ор. 115, 1947); для голоса и фп. - Два стихотворения А. Н. Апухтина и К. Д. Бальмонта (ор. 9, 1910-11), Гадкий утёнок (сказка X. К. Андерсена, ор. 18, 1914; 2-я ред. для голоса и орк., 1914), 5 стихотворений (сл. В. И. Горянского, З. Н. Гиппиус, Б. Верина, К. Д. Бальмонта, Н. Я. Агнивцева, ор. 23, 1915), 5 песен (без слов, ор. 35, 1920), 5 стихотворений (сл. А. А. Ахматовой, ор. 27, 1916), 5 стихотворений (сл. К. Д. Бальмонта, ор. 36, 1921), 6 песен (сл. М. Голодного, А. Н. Афиногенова, Т. С. Сикорской и народные, ор. 66, 1935), 3 романса (сл. А. С. Пушкина, ор. 73, 1936), 7 песен (сл. А. А. Прокофьева, А. Н. Благова, М. А. Светлова, М. А. Мендельсон, П. Е. Панченко и народные, ор. 79, 1939), 3 детские песни (сл. А. Л. Барто, Сикорской, а также Л. М. Квитко в пер. С. В. Михалкова, ор. 68, 1936-39), 7 массовых песен (сл. В. В. Маяковского, А. А. Суркова, М. А. Мендельсон, ор. 89, 1941-42), Солдатская походная (сл. В. А. Луговского, ор. 121, 1950), 2 дуэта (обр. рус. нар. песен, ор. 106, 1945) и др.; хоры - Два стихотворения (для жен. хора и орк., сл. К. Д. Бальмонта, ор. 7, 1909-10); обр. нар. песен - 2 тетради рус. нар. песен (ор. 104, 1944), 5 казах. нар. напевов (1927); музыка к драм. спектаклям - «Египетские ночи» (по У. Шекспиру, Б. Шоу, А. С. Пушкину, без op., 1934, Камерный театр, Москва), «Борис Годунов» Пушкина (ор. 70 bis, 1936, пост. 1957, Центр. детский театр, Москва), «Евгений Онегин» (по роману в стихах Пушкина, ор. 71, 1936, Камерный театр, Москва), «Гамлет» Шекспира (op. 77, 1937-38, Ленингр. драм, театр); музыка к фильмам - «Поручик Киже» (1933), «Пиковая дама» (1938), «Александр Невский» (1938), «Лермонтов» (1941), «Тоня» (1942), «Котовский» (1942) «Партизаны в степях Украины» (1942), «Иван Грозный» (1942; за 1-ю серию Гос. пр. СССР, 1946; на музыку из фильма созданы: оратория, 1961, муз. композиция А. Л. Стасевича, сл. В. А. Луговского; балет - составлен М. И. Чулаки, 1975, Большой театр); обработки для фп. - сюита из вальсов Ф. Шуберта (1920), Сюита из вальсов Ф. Шуберта (в 4 руки, 1923), Органная прелюдия и фуга Д. Букстехуде (1920). Собр. соч., т. 1-20, М., 1955-67. Лит. соч. и письма: А. Станчинский. Эскизы для фортепиано, «Музыка», 1913, No 148; H. Мясковский. Соната No 1 для фортепиано, там же, 1915, No 210; Музыкальные инструменты футуристов, там же, 1915, No 219; [Об «Игроке»], «Вечерние биржевые ведомости», 1916, 12 мая; [Еще об опере «Игрок»], «Вечернее время», 1916, 13 мая; [О самом себе], «The Musical Observer» N. Y., 1918; Париж, весенний сезон 1925, «De Musica», Временник разряда истории и теории музыки, 1925, вып. 1; Беседа с С. Прокофьевым, «Музыка и революция», 1927, No 3; Музыкальная жизнь Парижа, «Советский театр», 1932, No 12; За шесть дней, «Советское искусство», 1933, 20 янв.; О музыке САСШ, там же, 1933, 26 ноября; Из переписки С. Прокофьева и С. Эйзенштейна, «СМ», 1961, No 4; Письма С. С. Прокофьева к В. В. Держановскому, в кн.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962; Прокофьев С. С. и Алперс В. В. Переписка, в сб.: Музыкальное наследство, т. 1, М., 1962; Последнее письмо С. Прокофьева [фотокопия], «СМ», 1963, No 3; «Моя музыка навсегда останется русской», там же, 1970, No 4; Из эпистолярного наследия, публикация подготовлена И. Мартыновым, там же, 1971, No 4; Автобиография, М., 1973; Переписка [с Н. Я. Мясковским], М., 1977. |