«ПРОКОЛЛ» (Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории) - творческая группа, организованная в 1925 А. А. Давиденко, В. А. Белым, Б. С. Шехтером, М. В. Ковалем, Н. К. Чемберджи, З. А. Левиной, С. Н. Ряузовым и др. Участники «П.» стремились к глубокому воплощению в своем творчестве образов сов. действительности и революц. прошлого страны. «Проколловцы» выступали и против эстетских, узкоакадемических тенденций, распространенных в то время в среде композиторской молодежи, и против упрощенчества в поисках муз. языка, понятного массам. Нек-рые работы были созданы участниками «П.» коллективно - сб. «Песни каторги и ссылки» (запись и обр. песен революц. подполья, М., 1930), сборники детских песен и фп. пьес. Крупным коллективным произв. явилось написанное к 10-летию Великой Окт. социалистич. революции муз. действие в трех звеньях «Путь Октября» (для солистов и хора с фп., трубой, гармоникой, ансамблем ударных или с симф. оркестром). Авторы этой первой сов. оратории на сл. H. H. Асеева, А. А. Блока, В. В. Маяковского и др. - Белый, Г. С. Брук, Давиденко, Коваль, Левина, Ряузов, В. М. Тарнопольский, Чемберджи, Шехтер. Своими произв. «проколловцы» внесли ценный вклад в развитие сов. песенно-хоровой и сольной вок. музыки. Из соч. 1920 - нач. 1930-х гг. широкую известность получили: песни - «Конная Буденного», «Первая конная» (сл. Асеева), «Нас побить, побить хотели» (сл. Д. Бедного) Давиденко, «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Белого (сл. Н. К. Минского, в обр. И. Л. Френкеля), «Юность» Коваля (сл. Френкеля), «Железными резервами» («Молодая гвардия») Шехтера (сл. С. М. Третьякова); хоры - «Улица волнуется» (сл И. Грузинова и М. Шорина), «На десятой версте от столицы» (сл. П. К. Эдиет) Давиденко, «За Днестром» Шехтера (сл. И. Сидоренко); вок. циклы и монологи - «О Ленине» Коваля (сл. Д. Бедного;, «Когда умирает вождь» Шехтера (сл. В. В. Каменского), «26» (памяти бакинских комиссаров) Белого (сл. Асеева). Члены «П.», как правило, были связаны с муз. самодеятельностью, участники которой нередко становились первыми исполнителями произв. «проколловцев». В 1928 осн. группа членов «П.» вошла в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов (РАПМ). |