ПРОТОПОПОВ Владимир Васильевич [р. 30 VI (13 VII) 1908, Москва] - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1960). Засл. деят. искусств РСФСР (1966). В 1937 окончил историко-теоретический факультет Московской консерватории у Л. А. Мазеля. В 1937-41 преподавал в Центральном заочном институте повышения квалификации музыкантов-педагогов, в 1948-59 ст. науч. сотрудник Института истории искусств АН СССР. С 1938 преподаёт в Московской консерватории (с 1961 профессор). Среди учеников - В. В. Задерацкий, А. В. Конотоп (Львов), Т. А. Курышева, И. Л. Золотовицкая-Фрумина, Ю. К. Евдокимова, Татьяна Наумовна Дубравская, Е. С. Клетинич, А. Г. Михайленко; П. Стоянов, К. Проданова (Болгария). Автор исследований по рус. и зап.-европ. муз. искусству 17-18 вв., зап.-европ. музыке (Л. Бетховен, Ф. Шопен), истории полифонии, творчества русский композиторов-классиков, а также советский композиторов. П. принадлежат статьи в науч. сборниках, предисловия и комментарии к изданиям: «Избранные музыкально-критические статьи» В. ф. Одоевского (М.-Л., 1951), «Музыкально-критические статьи» А. П. Бородина (М., 1951), «Избранные статьи о М. И. Глинке» В. В. Стасова (М., 1955), «Воспоминания о П. И. Чайковском» (М., 1962), «Статьи о музыке» (вып. 1-3, М., 1974-77) B. В. Стасова, а также редакции отд. томов в полных собр. соч. П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки. Пр. на Междунар. конкурсе музыковедческих работ по творчеству Шопена в Варшаве (1960, за труд «Вариационный метод развития тематизма в музыке Шопена», 1960). Соч.: Музыкальный язык «Золотого петушка», «СМ», 1938, No 6; Образ Бориса в опере Мусоргского, там же, 1939, No 4; О тематиаме и мелодике С. И. Танеева, там же, 1940, No 7; Сложные (составные) формы музыкальных произведений, М., 1941; Некоторые особенности оперной формы Римского-Корсакова, в сб.: Советская музыка. Третий сборник статей, М.-Л., 1945; Позднее симфоническое творчество С. В. Рахманинова, в сб.: C. В. Рахманинов, М.-Л., 1947; Некоторые вопросы музыкального стиля С. И. Танеева, «СМ», 1947, No 5; Творческий путь С. И. Танеева, в сб.: Памяти С. И. Танеева (также сост., ред. и комментарии), М., 1947; М. И. Глинка, М., 1949; Новое в советской камерной музыке, в сб.: Советская музыка на подъёме М.-Л., 1950; Глинка. Творческий путь, т. 1-2, М., 1955 (совм. с т.н. Ливановой); Обработки народных песен, в кн.: История русской советской музыки, т. 1, М., 1956; Оперное творчество П. И. Чайковского, М., 1957 (совм. с Н. В. Туманиной); Вариации в русской классической оперев М., 1957; Музыкальные варианты «Ивана Сусанина», в сб.: Памяти Глинки, М., 1958; Обработки народных песен, в кн.: История русской советской музыки, т. 2-3, М., 1959; О единстве цикла в Одиннадцатой симфонии «1905 год» Д. Д. Шостаковича, в кн.: Сообщения Института истории искусств АН СССР. Музыка, [вып.] 15, М., 1959; Вариационный метод развития тематизма в музыке Шопена, в сб.: Фридерик Шопен, М., 1960; «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование, М., 1961; О романсах Ю. Шапорина, «СМ», 1961, No 3; Статьи музыкального критика «Н. 3.», в сб.: Музыкальное наследство, т. 1, М., 1962; История полифонии в её важнейших явлениях. [Учебник. Вып. 1) - Русская классическая и советская музыка, [вып. 2] - западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1962-65; Творчество Д. Шостаковича, в кн.: История русской советской музыки, т. 4, ч. 2, М., 1963; Forma cyklu sonatowego w utworach F. Chopina, в сб.: Polsko-rosyjskie miscellanea muayczne, [Кr., 1967]: Полифония в балладе f-moll Шопена, в сб.: Rocznik Chopinowski, No 7, Warsz., 1969; О вариационности в музыке Шебалина, в сб.: В. Я. Шебалин, М., 1970; Принципы музыкальной формы Бетховена, М., 1970; Сонатная форма s поздних произведениях Бетховена, в сб.: Бетховен, вып. 1, М., 1971. ПРОТОПОПОВ Сергей Владимирович [21 III (2 IV) 1893, Москва - 14 XII 1954, там же] - советский музыковед, композитор, дирижёр и педагог. Учился в МГУ (медицинский ф-т); окончил Киевскую консерваторию по классу композиции у Б. Л. Яворского (1921). Работал в киевском Высшем муз.-драм. институте им. Н. В. Лысенко и в оперной студии Большого театра как хор. дирижёр; преподавал в средних уч. заведениях, в 1938-43 - в Моск. консерватории (с 1941 доцент). Сторонник теории ладового ритма. В муз. соч. (3 фп. сонаты, камерная вок. музыка) использовал технику новых ладов. Лит. соч.: Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2, М., 1930. |