ПСАЛЬМА (польск. psalm, от греч. palmos - псалом) - род бытовой многогол. песни духовного содержания, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. В отличие от церк. псалмов, которые пелись в храмах, П. предназначались для домашнего пения. Они не выполняли функцию молитв, и порядок их исполнения не был регламентирован. П. сыграли значит. роль в возникновении в России в 17 в. традиции домашнего музицирования. Первоначально слово «П.» обозначало только песнопение на текст псалма Давида. В дальнейшем значение этого термина стало более широким, П. назывались бытовые песни религ., а иногда и светского содержания. К жанру П. можно отнести песнопения из сборника «Месяцеслов» Симеона Полоцкого (музыка В. П. Титова), хотя этот сборник продолжает линию др.-рус. Минеи, а не Псалтири. Жанр П. - одна из переходных ступеней от церк. музыки к светской, в частности к жанру лирич. канта. В некоторых случаях значения слов «П.» и «кант» тождественны. Жанр П. тесно связан с традицией рус. силлабич. поэзии. Ок. 1680 Симеон Полоцкий написал «Псалтырь царя и пророка Давида, рифмами переложенную». Музыку к ней после 1682 сочинил В. П. Титов. Мн. песнопения из этой «Псалтыри рифмотворной» пользовались популярностью более 100 лет, стали народными и сильно изменились (сохранилось неск. рукоп. экземпляров «Псалтыри» с разл. вариантами музыки). В 1-й пол. 18 в. они широко бытовали в школьных драмах. Для музыки П. характерны 3-гол. изложение, движение двух верхних голосов параллельными терциями, а баса по опорным гармония, тонам и т.д. Этот склад остался типичным и для канта 18 в. Большинство П. написано в 2-частной форме. Это в известной мере обусловлено смысловой организацией поэтич. текста П. (подразделение на 2 части: мысль и её синонимич. вариация). Характер музыки и поэтич. содержания П. разнообразны: восхваления, мольбы, жалобы, размышления и т.п. Лит. см. при ст. Кант. Е. М. Левашёв. |