ПУЛЕНК (правильнее Pуланк) (Poulenc) Франсис (7 I 1899, Париж - 30 I 1963, там же) - французский композитор. Ученик Р. Виньеса (фп.) и III. Кёклена (композиция). П. с успехом концертировал как пианист на родине и в др. странах. Входил в «Шестёрку» (с 1920). Композитор воспитывался на образцах классич. и совр. ему франц. культуры. Испытал влияние Э. Шабрие, Э. Сати, К. Дебюсси, М. Равеля, а также И. Ф. Стравинского. П. писал в разл. жанрах (фп., вок., камерно-инстр. соч.). Принимал участие в коллективных работах композиторов «Шестёрки» (танц. дивертисмент «Новобрачные на Эйфелевой башне» - «Les maries de la Tour Eiffel», 1921). Первое крупное произв. П. - балет «Лани» (1923, по заказу С. П. Дягилева для труппы «Русский балет»). В своём творчестве П. эволюционировал от развлекательных задорных («Негритянская рапсодия», 1917), порой неглубоких по содержанию соч. к значительным по темам, драм. и трагич. по характеру произведениям. Большое внимание композитор уделял мелодии; за богатство и красоту кантилены его называют на родине «французским Шубертом». Опираясь на традиции франц. нар. песенности, он также развивал принципы муз. просодии К. Дебюсси и вок.-декламационных методов М. П. Мусоргского. П. неоднократно говорил о влиянии на него музыки последнего: «Я без устали играю и переигрываю Мусоргского. Невероятно, скольким я обязан ему». Все лучшие находки П. в области вок. и орк. музыки сконцентрированы в его трёх операх: буффонной «Груди Тирезия» (по пьесе Г. Аполлинера, 1944), трагедийной «Диалоги кармелиток» (по Ж. Бернаносу, 1953-56) и лирико-психологической «Человеческий голос» (по монодраме Ж. Кокто, 1958). Большое место в творч. наследии П. занимают камерно-вок. произв. (св. 160 песен на сл. Аполлинера, П. Элюара, М. Жакоба, Л. Арагона, Кокто, Р. Десноса и др.). Его музыка на стихи совр. франц. поэтов тесно связана с текстом, композитор опирается на фонетич. звучание стихов и новую, «раскованную» ритмику. Он сумел преодолеть нарочитую алогичность и эксцентричность сюрреалистич. стихов и претворить их в стройную муз. форму. В его вок. миниатюрах и хор. музыке нашла отражение также гражданская тематика. В годы фашистской оккупации П. написал патриотич. кантату «Лик человеческий» (на сл. Элюара, 1943, изд. тайно), в которой пророчески прославлялась грядущая свобода и выражалось презрение к завоевателям. Духовная музыка П. (месса, Stabat Mater, Gloria, мотеты и др.) не ограничена тесным миром религ. образов; в ней нет архаизации и культивирования церк. псалмодии, григорианского хорала, а используется широкий круг ариозно-песенных и декламац. интонаций. Композитор-лирик по природе, П. и в духовную музыку привносит лиризм. Оставаясь преим. в рамках стилистич. норм тональной системы, П. стремился к развитию гармонических средств. Для него характерны обращение к народным и архаичным ладам, обогащение ладовой диатоники, усложнение аккордов терцовой структуры альтерацией и добавочными тонами. Глубоко нац. композитор, П. вошёл в историю музыки как прогрессивный художник, выразитель гуманистич. идеалов своей эпохи. Особенно значителен его вклад в оперное искусство. Соч.: оперы - Груди Тирезия (Les mamelles de Tiresias, опера-буффа, 1944, пост. 1947, театр «Опера комик», Париж), Диалоги кармелиток (Dialogues des carmelites, 1953-56, пост. 57, театр «Ла Скала», Милан и «Гранд-Опера», Париж), Человеческий голос (La voix humaine, лирич. трагедия в одном акте, 1958, пост. 1959, театр «Опера комик», Париж); балеты - Лани (Les biches, балет с пением, 1923, пост. 1924, труппа «Русский балет», Монте-Карло), Утренняя серенада (Aubade, хореографич. концерт для фп. и 18 инструментов, 1929, пост. 1930, «Театр Елисейских полей», Париж), Примерные животные (Les animaux modeles, по Ж. Лафонтену, 1941, пост. 1942, «Гранд-Опера», Париж); для солистов, хора и орк. - кантата Засуха (Secheresses, на стихи Э. Джеймса, 1937), Stabat Mater (1950), Gloria (1959), Sept Repons des tenebres [для сопрано (детский голос), детского и муж. хоров, 1961]; для орк. - симфониетта (1947), сюиты и др.; концерты с орк. - Сельский концерт для клавесина (Concert champetre, с малым оркестром, 1928, посвящен В. Ландовской), для органа, струн. орк. и литавр (1938), для 2 фп. (1932), для фп. (1949); для фп. - Непрерывные движения (Trois mouvements perpetuels, 1918), 5 интермеццо (1920-21), Прогулки (Promenades, 1924), Французская сюита (Suite francaise, 1935; использованы темы из сб. танцев композитора 16 в. К. Жервеза), 8 ноктюрнов (1929-38), 15 импровизаций (1932-59) и др.; камерные инстр. ансамбли; хоры с инстр. сопр. - Литании к Чёрной Богоматери (Litanies а la Vierge noire, для жен. или детского хора и органа или струн. орк., 1936); хоры a cappella - 7 хоров на стихи Г. Аполлинера и П. Элюара (1936), Месса G-dur (1937), кантата Лик человеческий (Figure humaine, на стихи Элюара, для двойного смеш. хора, 1943), 8 франц. песен на старинные нар. тексты (Huit chansons francaises, 1945); для голоса с орк. - Светская кантата Бал-маскарад (Le bal masquй, на текст M. Жакоба, для баритона или меццо-сопрано и камерного орк., 1932), Крестьянские песни (Chancons villageoises, на стихи М. Фомбёра, 1942); для голоса с инстр. ансамблем - Негритянская рапсодия (Rhapsodie negre, для баритона, 1917), Бестиарий (6 песен на стихи Аполлинера, 1919), Кокарды (3 песни на стихи Ж. Кокто, для тенора, 1919); для голоса с фп. - романсы на стихи Элюара, Аполлинера, Ф. Гарсиа Лорки, Жакоба, Л. Арагона, Р. Десноса; музыка для драм. театра, кино и др. Лит. соч. и письмa: La musique de piano de Prokofieff, в кн.: Musique russe, v. 2, P., 1953 (рус. пер. - Его фортепианная музыка, «СМ», 1968, No 4); Entretiens aves Claude Rostand, P., [1954]; Emmanuel Chabrier, P.-Gen., [1961]; Journal de mes melodies, P., 1984 (рус. пер. - в кн.: Я и мои друзья, пер. Г. Филенко, Л., 1977); Moi et mes amis. Confidences recueillies par S. Aubel, P.-Gen., 1963 (рус. пер. - в кн.: Я и мои друзья, Л., 1977); Correspondance. 1915-1963, Р., 1967 (рус. пер. - Письма, пер. Е. Гвоздевой и Г. Филенко, ред., вступ. ст. и коммент. Г. Филенко, Л., 1970). |