ПУНЬЯНИ (Pugnani) Гаэтано (27 XI 1731, Турин - 15 VII 1798, там же) - итал. скрипач, композитор, дирижёр, педагог. В детстве учился игре на скрипке у Дж. Б. Сомиса в Турине. С 1741 играл в оркестре Корол. театра, с 1748 служил камер-музыкантом в корол. капелле в Турине. В 1749-50 совершенствовался у В. Л. Чампи и Дж. Тартини в Риме. В этот период создал 4 тройных концерта и 8 сонат для скрипки с basso continue. С 1750 снова служил в корол. капелле в Турине (с 1764 концертмейстер вторых скрипок). В 1754-70 гастролировал в разных странах. Дебютировал как солист-виртуоз в «Духовных концертах» в Париже (участвовал в исп. своих первых соч. - трио-сонаты и скр. концерта, 1754). В 1767-70 был дирижёром Корол. театра в Лондоне, где в 1769 пост. его 1-я опера «Нанетта и Любино» (в лондонский период П. подружился с И. К. Бахом). С 1770 служил камер-музыкантом и концертмейстером в придв. капелле в Сардинии, одноврем. возглавлял, оркестр туринского Корол. театра, в 1776 получил титул первого придв. камерного виртуоза и генерал-музик-директора (руководил всем придв. инстр. исполнительством). Создал ряд опер в стиле его времени, которые ставились в Париже, Вене, Неаполе, а также ряд скр. пьес. (Известная как соч. П. в обр. Ф. Крейслера пьеса «Прелюдия и Allegro» в действительности принадлежит только Крейслеру.) Одноврем. занимался педагогия, деятельностью; среди учеников - Дж. Б. Виотти, Дж. Б. Полледро, Ф. Радикати. В 1780-82 П. вместе с Виотти совершил конц. турне по Швейцарии, Германии, Польше (оба нек-рое время играли в оркестре «Т-ра Бельки» в Варшаве), России (в 1781 выступали при дворе Екатерины II). Продолжал концертировать в последние годы жизни в Турине (на одном из последних концертов в 1796 дирижировал своей программной симф. сюитой «Вертер» (по И. В. Гёте; состоит из музыки его одноим. оперы, поставленной в том же году в Вене). Как скрипач П. развивал традиции А. Корелли и Дж. Тартини. Его игра отличалась масштабностью, мощью, захватывающим воодушевлением, красотой звука («магический смычок») и совершенством техники; славился исп. двойных нот (есть предположение, что советами П. и Виотти пользовался франц. мастер Ф. Турт, придавший смычку совр. вид). Исполнит. манера П. была характерна для скр. стиля предромантич. эпохи. Из соч. П. наиболее популярны скр. пьесы в стиле Тартини. Соч.: оперы (8), в т.ч. оперы-сериа Иссеа (1771, Турин), Аврора (1775, Турин), Адонис и Венера (1784, Неаполь), Деметрий на Родосе (1789, Турин); оратория Освобождённая Бетулия (Betulia liberate), кантаты, в т.ч. Амур и Психея; 10 увертюр; 9 скр. концертов; камерно-инстр. ансамбли - 18 сонат для скр. с басом, 6 сонат для клавичембало в сопровождении скр., скр. дуэты, многочисл. струн. трио, 6 струн. квартетов, 6 квинтетов для 2 скр., 2 флейт и влч., 12 октетов-симфоний для струн. и дух. инструментов; вок. светская музыка. |