ПУНЬИ, Пуни (Pugni) Чезаре (Цезарь) [31 V 1802, Генуя - 14(26) I 1870, Петербург] - итальянский композитор. Учился у А. Ролла и др. в Миланской консерватории. В ранний период творчества писал церк. музыку, затем оперы, которые ставились в разл. городах Италии, а также в Лондоне, Вене, Берлине. Нек-рое время служил пианистом в театре «Ла Скала» в Милане. С кон. 1820-х гг. писал балеты, которые гл. обр. принесли П. известность; выделялись «Эсмеральда», «Катарина, дочь разбойника», «Наяда и рыбак». П. работал с хореографами П. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леоном, более 20 лет сотрудничал с М. Петипа. В его балетах танцевали самые знаменитые в то время балерины - Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони, Ф. Эльслер и др. В 1851-70 работал в Петербурге, занимал должность сочинителя балетной музыки при петерб. имп. театрах. Написал для Мариинского театра 35 балетов, в т.ч. «Конёк-Горбунок» [или «Царь-девица», по сказке П. П. Ершова, пост. 3(15) XII 1864, в бенефис танцовщицы M. H. Муравьёвой]. «Конёк-Горбунок» долго оставался единств. балетом на рус. сюжет; П. ввёл в его музыку популярные рус. мелодии («Соловья» А. Алябьева, нар. песни и пляски - «По улице мостовой», трепак и др.). Балеты П. обнаруживают знание композитором специфики танца; хотя музыка не представляет высокой художеств. ценности, она отличается мелодичностью, ясностью формы, чёткостью и многообразием ритма. Соч.: оперы (10) - Вендетта (1832, Милан), Ричард Эдинбургский (1832, Триест), Контрабандист (Il contrabbandiere, 1833 Милан) и др.; 312 балетов, в т.ч. Элерц и Дзульмида (1826, Милан), Ундина (1843, Париж; 2-я ред. Наяда и рыбак, 1851, Петербург), Эсмеральда (по В. Гюго, 1844, Лондон), Скрипка дьявола (Le violon du diable, 1849, Париж), Дочь фараона (1862, Петербург), Царь Кандавл (1868, Петербург); вставные номера к балету Корсар А. Адана (1868); симфонии; ок. 40 месс; камерно-инстр. произв. |