ШЮЦ, Шютц (Schütz) Генрих (латинизир. Henricus Sagittarius) (14 X 1585, Кёстриц, близ г. Гера, Тюрингия - 6 XI 1672, Дрезден) - немецкий композитор и педагог. Род. в семье богатого бюргера. Начальное муз. образование получил, вероятно, в Вейсенфельсе, где жил в 1591-1599, затем обучался в Маврицианской коллегии в Касселе (с 1599), там же пел в придворной капелле и занимался по композиции у Г. Отто. В 1608 изучал право в Марбургском университете. В 1609-13 жил в Венеции, где совершенствовался у Дж. Габриели. С 1614 (официально с 1617) придв. капельмейстер в Дрездене. В 1628-1629 вновь посетил Венецию, где изучал творчество К. Монтеверди и его последователей. В связи с упадком Дрезденской капеллы, в годы Тридцатилетней войны 1618-48, Ш. с 1633 в течение неск. лет был придв. капельмейстером в Копенгагене, затем занимался организацией и реорганизацией придв. капелл в Вольфенбюттеле, Ганновере, Гере, Веймаре и др. городах Германии; в 1644 окончательно возвратился в Дрезден. В 1657 ушёл в отставку, получив почётное звание старшего придв. капельмейстера. Творчество Ш. - крупнейшего нем. композитора добаховского периода - первый высокохудожеств. синтез многовековых традиций муз. искусства на нем. почве. Он явился одним из создателей ораториально-кантатного жанра в Германии и заложил основы нем. муз. театра. Творч. путь Ш. распадается на три периода. В 1-й период (1611-28), начавшийся публикацией в Венеции сборника итал. мадригалов, Ш. сочинял преим. хор. композиции в духе ренессансной полифонич. традиции, унаследованной от руководителя придв. капеллы в Касселе Г. Отто и Дж. Габриели. В эти же годы появились произв. Ш. муз.-драм. плана: «История Воскресения» и первая нем. опера «Дафна» (либр. М. Опица; пост. в замке Хартенфельс, близ Торгау, в 1627, музыка не сохранилась). В крупнейшем соч. этого периода творчества - многохорных «Псалмах Давида» Ш. самобытно претворяет черты «концертирующего» стиля венецианских мастеров. 2-й период (1629-50) характеризуется освоением возникшего в Италии на рубеже 16-17 вв. стиля монодии (2) с сопровождением и соединением принципов линеарно-полифонич. изложения с приёмами монодич. письма. В это время Ш. создал свои лучшие вок.-инстр. концерты («Священные симфонии», «Маленькие духовные концерты», «Заупокойные песнопения»), первый нем. балет с пением «Орфей и Эвридика» (1638, музыка не сохранилась), евангельскую историю «Семь слов» и сборник мотетов «Духовная хоровая музыка». В последний период творчества (1650-71) Ш. писал гл. обр. произв. эпико-драм. склада («История Рождества», «Страсти»). Если в «Истории Рождества» композитор преобразует литургич. жанр евангельских чтений в оперно-ораториальном плане (приближение псалмодич. речитации в партии евангелиста к речитативу secco, ариозно-декламац. характер сольного пения, использование инстр. тембров для характеристики персонажей), то в написанных a cappella «Страстях» Ш. строго придерживается респонсорной хоральной формы. Однако и в «Страстях» Ш. достигает небывалой индивидуализации традиц. средств выражения, добиваясь уникальной для своего времени драматизации этого жанра. В крупнейшем хор. произв. этого периода - «12 духовных песнопениях», - как и в «Страстях», Ш. обращается к ср.-век. интонационным истокам. В 1671 композитор создаёт своё последнее соч. - «119-й псалом Давида с приложением 100-го псалма и немецкого магнификата», где ещё раз использует приёмы многохорного концертирования, восходящие к Габриели. В своём творчестве Ш. самобытно синтезирует традиционное и новаторское, нац. истоки и иноземные влияния, подчиняя все аспекты композиторского мастерства наиболее впечатляющему воплощению эмоционально- понятийного содержания, заключённого в поэтич. тексте. При этом первостепенное внимание он уделяет разл. формам муз. декламации, являющейся у него своеобразным сплавом речевых и распевных интонаций. Ш. был основателем композиторской школы, сыгравшей важную роль в развитии нем. муз. культуры. Среди его учеников - М. Векман, К. Бернхард, И. Тейле. Соч.: опера Дафна (1627, замок Хартенфельс, близ Торгау; сохранилось только либретто); балеты - Орфей и Эвридика (1638, Дрезден; музыка не сохранилась), Парис и Елена (1650, там же; музыка не сохранилась); вок. и вок.-инстр. произв. (указаны в основном годы изд.) - итал. мадригалы (1611), Псалмы Давида (1619), История Воскресения (Auferstehungshistorie, 1623), Священные песнопения (Cantiones Sacrae, 1625), Беккеровская псалтырь (псалмы Давида в нем. переводе К. Беккера; 1628), Священные симфонии (Symphoniae Sacrae, 3 т.; 1629, 1647, 1650), Заупокойные песнопения (Musikalische Exequien, 1636), Маленькие духовные концерты (т. 1-2; 1636, 1639), Семь слов (Die sieben Worte Jesu Christi am Кreuz, соч. 1645?), Духовная хоровая музыка (1648), Страсти по Луке (Lucaspassion, соч. ок. 1653), 12 духовных песнопений (1657), История Рождества (Weihnachtshistorie, 1664), Страсти по Иоанну (Johannespassion, соч. ок. 1666), Страсти по Матфею (Matthäuspassion, соч. ок. 1666), 119-й псалом Давида с приложением 100-го псалма и немецкого магнификата (соч. 1671), концерты, псалмы, диалоги, мотеты, мадригалы, арии, песни и др. Собр. соч.: Sämmtliche Werke, hrsg. von Ph. Spitta, Bd 1-16, Lpz., 1885-94, Bd 17, Suppl. 1, hrsg. von A. Schering, Lpz., 1909, Bd 18, Suppl. 2, hrsg. von H. Spitta, Lpz., 1927, нов. изд. Wiesbaden, 1968-74 (в 13 тт.); Neue Ausgabe sämtlicher Werke (für Wissenschaft und Praxis), hrsg. im Auftrag der Internationalen Heinrich-Schütz-Gesellschaft, Bd 1-38, Кassel, 1955-71 (изд. продолжается). Лит. соч.: Gesammelte Briefe und Schriften, hrsg. von E. H. Müller, Regensburg, 1931. |