ШАЛЯПИН Фёдор Иванович [1 (13) II 1873, Казань - 12 IV 1938, Париж] - русский певец (бас). Нар. арт. Республики (1918). Род. в бедной семье выходца из крестьян Вятской губ., писца казанской земской управы. Окончил 2-классное гор. уч-ще. Уже в детском возрасте обладал красивым голосом (дискант), любил слушать народные песни, часто пел с матерью, «подлаживая голоса». С 9 лет пел в церк. хорах. Обучался сапожному, столярному и переплётному ремёслам, позже работал писцом, грузчиком, крючником. В 12 лет увлёкся театром, участвовал в качестве статиста в спектаклях гастролировавшей в Казани оперной труппы. В 1890 поступил в хор труппы С. Семёнова-Самарского в Уфе; в декабре того же года впервые выступил здесь в оперной партии (Стольник в «Гальке»). С 1891 скитался с небольшими театр. труппами по городам Поволжья, Ср. Азии и Закавказья. В Тбилиси брал бесплатные уроки пения у Д. А. Усатова (1892-93), выступал в ученических и любительских концертах. 28 сент. 1893 дебютировал на проф. оперной сцене в тбилисском Казённом театре (Рамфис в «Аиде»), где пел затем в течение всего сезона с нарастающим успехом; исполнял партии Мефистофеля, Мельника, Гремина; Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Тонио и мн. др. С лета 1894 пел ведущие партии в оперных спектаклях, шедших в петерб. загородном саду «Аркадия», затем в Панаевском театре. 5 апр. 1895 дебютировал в Мариинском театре в партии Мефистофеля. Летом 1896 выступал в оперной труппе С. И. Мамонтова во время нижегородской ярмарки (впоследствии неоднократно приезжал в Н. Новгород, пел на сцене ярмарочного театра и в концертах). В сентябре того же года по приглашению Мамонтова перешёл в Московскую частную русскую оперу, где сразу занял ведущее положение; за годы работы в театре создал ряд выдающихся образов в рус. операх - Иван Грозный в «Псковитянке» (1896), Досифей (1897), Борис Годунов, Олоферн (оба в 1898) и др. В. В. Стасов писал о 25-летнем Ш.: «Одним великим художником стало больше». Развитию таланта Ш. во многом способствовало его окружение в мамонтовской опере, где работали художники В. Д. Поленов, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин и др., где начинал свою дирижёрскую деятельность молодой С. В. Рахманинов, с которым Ш. подготовил ряд партий, в т. ч. Бориса Годунова и загл. партию «Мефистофеля» Бойто. Дружба с М. Горьким, начавшаяся в 1901, во многом определила идейно-художеств. принципы Ш. Немалую роль в формировании его мировоззрения и художеств. взглядов сыграли также встречи с историком В. О. Ключевским, В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, И. Б. Репиным и др. С 24 сент. 1899 Ш. - солист Большого театра (дебютировал в партии Мефистофеля), пел часто на сцене Мариинского театра в Петербурге, регулярно давал концерты, в т. ч. благотворительные. С триумфальным успехом впервые выступил за рубежом, исполнив в 1901 в миланском театре «Ла Скала» партию Мефистофеля в опере «Мефистофель» Бойто (дирижёр - А. Тосканини; Фауст - Э. Карузо); последующие гастроли утвердили мировую славу рус. певца. Ш. выступал в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), участвовал в Историч. рус. концертах, организованных в Париже С. П. Дягилевым (1907), пел в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, 1908), в «Русских сезонах» (Париж, 1908, 1913; Лондон, 1913, 1914). По признанию Ш., он искренне сочувствовал революц. движению в России, считал себя его участником (давал концерты для рабочих, в пользу фонда помощи революц. организациям и др.). В годы 1-й мировой войны 1914-18 Ш. пел на сцене имп. театров, а также в петрогр. Нар. доме и моск. Оперном театре С. И. Зимина. После Окт. революции 1917 артист активно участвовал в жизни театров, был выборным членом директорий Большого и Мариинского театров, руководил художеств. частью Мариинского театра (1918), разработал схему реорганизации оперной труппы, стремясь поднять творч. дисциплину и художест. уровень его спектаклей, привлёк новых дирижёров (в т. ч. молодого A. M. Pазовского). Ш. пел в 80 и более спектаклях в течение каждого сезона (почти все спектакли с его участием шли как целевые - для рабочих, красноармейцев, школ, профсоюзов и др.), давал много бесплатных концертов в пользу разл. организаций, выступал на заводах, перед кронштадтцами и др. В 1918 первым из деятелей искусств удостоен звания нар. арт. Республики. Неск. раз выезжал на гастроли за границу, из последней (весной 1922) обратно не вернулся, хотя долго считал своё пребывание за рубежом временным. Противоречивость натуры Ш., его политич. незрелость не позволили ему до конца понять историческое значение Окт. революции. Значительную роль в его невозвращении из-за рубежа сыграло домашнее окружение. Однако на чужбине певец не создал ничего нового, хотя и пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира. Тоска по Родине и мысли о рус. театре не покидали Ш. Величайший представитель рус. вок. школы, Ш. обладал высоким певучим басом (basso cantante) огромного диапазона, необычайной гибкости, выразительности и красоты тембра. Дарование Ш. удивительно многогранно и органично, он был признан подлинным новатором в оперном искусстве, в т. ч. в области вок. декламации; поразительно чутко ощущая слово в музыке, Ш. передавал тончайшие смысловые интонации. Ш.-актёр поражал редким даром перевоплощения, он с потрясающей глубиной и правдивостью, последовательно раскрывал характеры своих героев, приоткрывая тайники их внутреннего мира часто одной лишь фразой или жестом. Пластич. мастерство Ш., одарённого художника и скульптора, было совершенным. По словам В. Ф. Лопухова, «…он оказал огромное влияние на развитие хореографического искусства 20 века, фактически став учителем правды в музыкальном театре, учителем жеста, позы, ощущения музыки в каждом движении…». Ш.-музыкант, с его феноменальным слухом, памятью, чувством ритма, с его умением заставлять «звучать» даже паузы, строил свою роль только в полном контексте партитуры и всего авторского замысла. Высказывания Ш. об искусстве представляют своего рода программу реалистич. мастерства оперного артиста. Историч. роль Ш. прежде всего в том, что своим мощным дарованием, преклонением перед гением М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, перед всей рус. музыкой, он открыл отечеств. опере (в официальных кругах находившейся в пренебрежении) путь на имп. сцены и на все сцены мира. В репертуаре Ш. было ок. 70 партий. Непревзойдённые по своей жизненной правде образы созданы Ш. в операх русский композиторов - Мельник (1894), Иван Сусанин (1895), Галицкий (1896), Иван Грозный («Псковитянка», 1896), Досифей, Варяжский гость (оба в 1897), Олоферн (1898), Борис Годунов, Сальери (оба в 1898), Варлаам и Алеко (1899), Фарлаф (1901), Ерёмка («Вражья сила», 1902), Демон (1904), Кончак (1914). Среди лучших партий в зап.-европ. репертуаре - Мефистофель [оперы «Фауст» Гуно (1893) и «Мефистофель» Бойто (1901)], Дон Базилио («Севильский цирюльник», 1894), Филипп II (1907), Лепорелло (1908), Дон Кихот («Дон Кихот» Массне, 1910). Своим искусством Ш. утверждал непреложный закон художеств. реализма. «Единственно правильным путем к красоте я… признал для себя правду», - писал он. Ш. создавал типы: его персонажи жили на сцене полной жизнью, со своими положит. и отрицат. сторонами характера, страстями, страданиями и радостями; артист тщательно продумывал их внешнее пластич. выражение, грим, костюмы, но главным для него всегда оставалась внутренняя суть образа. В рус. селянине (Иван Сусанин, Мельник) Ш. раскрывал всё величие его души. В образах властителей (Иван Грозный, Борис Годунов, Олоферн, Филипп II) глубоко обнажал раздвоенность совести, чувств, внутреннее бессилие перед высшими нравственными идеалами. В этом проявлялось неприятие Ш. самовластия. Сценич. концепции Ш. были рождены его эпохой, в них жили те же импульсы, которые определяли сущность рус. обществ. жизни. Ш. был столь же великим интерпретатором камерной вок. музыки. Дар перевоплощения, отмечавший его сценич. образы, захватывал и конц. аудиторию. Репертуар певца включал до 400 произв. разного плана, в основном камерного и народнопесенного жанров. Благодаря Ш. стали широко исполняться многие вокальные произведения рус. композиторов, а также соч. зап.-европ. авторов. В числе шедевров исполнит. мастерства Ш. - «Блоха», «Забытый», «Полководец» и «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Старый капрал» Даргомыжского, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Шумана, «Двойник» Шуберта и др. Ш. безраздельно увлекал проникновенным исполнением рус. нар. песен, особую известность приобрела «Дубинушка», к-рую он спел 26 нояб. 1905 со сцены Большого театра в разгар революц. событий 1905-1907. Ш. выступал и как оперный режиссёр [им пост. оперы «Дон Кихот» Массне (1910), «Хованщина» (1911), «Дон Карлос» (1917)], снимался в фильмах - «Царь Иван Васильевич Грозный» (по опере «Псковитянка», 1915, Россия), «Дон Кихот» (1932, Франция), был талантливым скульптором, живописцем, графиком, обладал лит. даром. Ш. оставил глубокий след в мировой художеств. культуре, оказав огромное воздействие не только на развитие вок. искусства и муз. театра в целом, но и на многие смежные области. «Ф. Шаляпин - лицо символическое, это удивительно целостный образ демократической России…» - так оценивал Горький артиста в период его наивысшего расцвета. Соч. и письма: Страницы из моей жизни (Автобиография Ф. И. Шаляпина), «Летопись», 1917, No 1-12 (частично), полностью в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Les fleurs de mon Pays, «Matin», 1908, 19 mai (рус. пер. - Шаляпин P., Цветы моей Родины, «Судоходец», Н. Новгород, 1908, 12 мая, также в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Маска и душа, Париж, 1932, фрагменты в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Salapin Teodor, Spiewak na scenie operowei, «Muzyka», t. 9, 1934 (рус. пер. - Певец на оперной сцене, «СМ», 1953, No 4, то же в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976); Об А. М. Горьком (вместо некролога), Париж, 1936, июль, то же, в кн. Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Переписка Ф. И. Шаляпина с А. М. Горьким, «Горьковские чтения. 1949-52», М., 1954, также в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Переписка Ф. И. Шаляпина с В. В. Стасовым, в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976. |