ШАЛОВСКИЙ (Szalowski) Антони (21 IV 1907, Варшава - 21 III 1973, Париж) - польский композитор. Учился игре на скрипке у отца - Бонифация Ш. (1868-1923), скрипача и композитора. В 1930 окончил Варшавскую консерваторию по классу композиции у К. Сикорского, одноврем. занимался в классе дирижирования под рук. Г. Фительберга. В 1931-36 совершенствовался по композиции у Н. Буланже в Париже, где затем работал до конца жизни. В 1936-48 возглавлял «Ассоциацию молодых музыкантов». В произведениях Ш. ощутимо влияние французской школы неоклассицизма (стиль, характерный для б. ч. соч. Ш.). Его произв. отличаются динамичностью, подчёркнутой моторикой, преобладанием ритмич. начала, разнообразием фактуры и стройностью формы. Отдельным соч. свойственны черты юмора. В некоторых произв. применяет политональность. Главное место занимают оркестровые, камерно-инстр. соч. и музыка для радио. Соч.: балеты (не пост.) - Заколдованный постоялый двор (L'auberge ensorcelee, 1945), Упрямая женщина (La femme tetue, радиобалет для чтеца и 15 инструментов, 1958); для орк. - симфония (1939), симфониетта (1940), увертюра (1936), сюита (1952), симф. вариации (1928), Триптих (1950), Вечное движение (Moto perpetuo, 1958), Воскресение Лазаря, памяти Джотто (Resurrection de Lazare, hommage а Giotto, 1960) и др.; для струн. орк. - концертино (1942), партита (1954); 6 эссе для камерного орк. (1972); для инструментов с орк. - концерты: для фп. (1930), скр. (1954), для гобоя, кларнета и фагота (1958), Allegretto для фагота (1962), концертино для флейты и струнных (1951); камерно-инстр. ансамбли - сонатины: для гобоя и фп., для кларнета и фп., 4 струн. квартета (1928, 1934, 1936, 1956), квинтет и Дивертисмент для дерев. духовых (оба 1954); для голоса с орк. - кантата для жен. хора и струн. орк. (на ср.-век. лат. тексты, 1960); для фп. - сонаты и др. пьесы; песни; музыка к спектаклям драм. театра, кинофильмам и радиопостановкам. |