ШАНСОНЬЕ (франц. chansonnier, от chanson - песня). 1) Французские поэты и исполнители песен (часто авторы их текстов, иногда и музыки; обычно используют популярные мелодии). Истоки франц. Ш. восходят к искусству менестрелей, трубадуров, труверов. Ещё со времён сатирич. «мазаринад» (17 в.) творчеству Ш. присуща политич. окраска, к-рая была особенно яркой во время революций 1830, 1848 и Парижской Коммуны 1871. В развитии революц.-демократич. традиций франц. поэзии и искусства Ш. особую роль сыграл великий франц. поэт П. Ж. Беранже, воплотивший в своих песнях целую историч. эпоху. 2-я пол. 19 в. выдвинула Ш.-революционеров, в их числе - Э. Потье, автор текста «Интернационала», Ж. Б. Клеман, поэт, член Парижской Коммуны. Продолжателем их традиций стал певец-Ш. Г. Монтегюс, песни и исполнит. искусство которого высоко ценил В. И. Ленин (песни Монтегюса вновь зазвучали в годы франц. Сопротивления). С кон. 19 в. Ш. называют также многих проф. эстр. певцов. Широкое распространение кафе-шантанов, кабаре («Ша нуар»), а затем мюзик-холлов способствовало появлению плеяды известных певцов, среди них - И. Гильбер, певец-бунтарь А. Брюан (облик этих артистов запечатлён на афишах работы франц. художника А. Тулуз-Лотрека). После 1-й мировой войны 1914-18 наступил период упадка политич. песни. Демократич. традиции Ш. в 50-е гг. 20 в. нашли отражение в творчестве поэта, композитора и певца Ф. Лемарка. Мировую известность приобрели песни Э. Пиаф. Публицистич. заострённость текста, богатство стихотворных форм, эмоциональность отличают песни совр. Ш. - Ш. Трене, Ж. Брассенса, Ж. Бреля, Ж. Беко, М. Шевалье, Ш. Азнавура, С. Адамо, М. Матьё. Иск-во Ш. оказало значит. влияние на развитие совр. мировой эстр. музыки. 2) Применявшееся во Франции название рукописных или печатных сборников песен разл. авторов 13-14 вв. и сборников водевилей 18-19 вв. |