ШАРМАНКА (от начальной строки нем. песенки «Scharmante Кatharine» - «Прелестная Катерина», исполнявшейся в России на первых рус. Ш.; укр. - катерника, польск. katarynka, нем. Drehorgel или Walzenorgel) - механич. дух. инструмент. Род небольшого переносного органа без клавиатуры. Состоит из ящика, в котором размещены в один или неск. рядов звучащие трубки, воздушного меха и деревянного или металлич. валика со шпильками. Валик приводится в движение вращением рукоятки, находящейся снаружи; при его вращении шпильки, зацепляя спец. механизм, открывают доступ воздуха к звучащим трубам; одноврем. приводятся в действие меха, которые накачивают воздух. На валике можно было «записать» только одну пьесу, поэтому у каждой Ш. обычно имелось неск. сменных валиков. В результате изобретения Ж. Вокансоном спирального расположения шпилек стало возможным фиксировать более крупные пьесы. Фиксации поддавались лишь звуковысотность и ритм, др. качества звучания не передавались, что сообщало нежному и мягкому звуку Ш. специфич. монотонность, «застылость». Ш. появилась во Франции в кон. 17 в. - первоначально как инструмент для обучения певчих птиц (называлась serinette - «чижовка» или merlies - «дроздовка»), затем распространилась в Германии. Ш. стала инструментом бродячих музыкантов, сменив лиру (её нем. нар. назв. - Leierkasten - лира в виде ящика). Ок. 1700 франц. мастер Дж. Барбери усовершенствовал Ш.; его именем (с искажением) она стала называться во Франции - «орган Барбари» (Orgue de Barbarie). В Россию Ш. проникла в нач. 19 в. В кон. 19 в. валики со шпильками стали заменять перфорированными картонными или металлич. кругами, на которых можно было записывать популярные песни, танцы, отрывки из опер (такие инструменты назывались аристонами). В 20 в. Ш. была вытеснена более совершенными средствами механич. и электронного воспроизведения звучания муз. произв. - граммофонами, электрофонами, магнитофонами. |