ШАРПАНТЬЕ (Charpentier) Гюстав (25 VI 1860, Дьёз, Лотарингия - 18 II 1956, Париж) - французский композитор и муз. деятель. Чл. Ин-та Франции (1912). В 1887 окончил Парижскую консерваторию (ученик Л. Массара, Э. Пессара и Ж. Массне). Рим. пр. за кантату «Дидона» (1887). Признание и славу принесла композитору опера «Луиза» (либр. Ш., на сюжет из жизни парижских рабочих, 1900). Претворяя традиции лирической оперы и веризма, Ш. создал своеобразное муз.-драм. произведение, назвав его «муз. романом», чем подчеркнул своё стремление приблизить оперное искусство к повседневной правде жизни. Реалистич. тенденции проявились здесь в психологич. раскрытии семейной драмы героев, в социальной характерности персонажей. В музыке правдиво и поэтично воплощены интонации гор. бытовой речи: выкрики разносчиков, разноголосица парижских улиц, радостный гомон нар. празднеств. В вок. и орк. партиях Ш. широко пользуется мотивами- характеристиками и мотивами-символами. Написанная в 1913 лирич. и феерич. драма «Жюльен» (либр. Ш.; в опере частично использована музыка драм. симфонии «Жизнь поэта») в известной мере автобиографична. Человек демократич. взглядов, Ш. вёл интенсивную муз.-просвет. работу, организовывал массовые нар. муз. празднества, писал для них музыку, пытался создать нар. театр, основал Нар. консерваторию (1900), названную Ин-том Мими Пенсон (по имени героини из новеллы А. Мюссе). Соч.: оперы - Луиза (1900, театр «Опера комик», Париж), Жюльен, или Жизнь поэта (Julien ou la vie du poete, 1913, Монте-Карло и театр «Опера комик», Париж); нар. эпопея в трёх вечерах - Любовь в предместье, Комедиантка, Трагическая актриса (Amour aux faubourg, Comedienne, Tragedienne; не завершена); муз. апофеоз в 6 частях для нар. празднеств Коронование музы (Le couronnement de la muse, 1898, Лилль); для солистов, хора и орк. - кантаты Дидона (1887) и К столетию Виктора Гюго (1902), драм. симфония Жизнь поэта (La vie du poete, 1892), Обманчивые впечатления (Impressions fausses, сл. П. Верлена, 1895); для орк. - Три прелюда (1885), сюита Итальянские впечатления (Impressions d'Italie, 1890); Серенада Ватто для голоса с орк. (Serenade а Watteau, сл. А. Телье, 1896); для голоса с фп. - Цветы зла (сл. Ш. Бодлера, некоторые с хором, 1895; также для голоса с орк.), Поэмы для пения (Poemes chantes, сл. Верлена, К. Моклера, Э. Блемона, Ж. Ванора, 1887-97) и др. ШАРПАНТЬЕ (Charpentier) Марк Антуан (1634, по др. данным, 1636, Париж - 24 II 1704, там же) - французский композитор и педагог. Учился у Дж. Кариссими в Риме. Был капельмейстером ряда церк. капелл. Сотрудничал с Мольером (музыка к его комедиям-балетам), П. Корнелем (музыка к его трагедиям). Ш. принадлежит множество духовных произв. (большинство осталось неизданным, рукописи хранятся в Парижской нац. б-ке), 2 оперы и др. произв. Соч.: оперы - Ацис и Галатея (1678), Медея (1693); пасторали, балеты; музыка (увертюры, танцы, хоры) к комедиям-балетам Мольера «Брак поневоле» (Le mariage forcй, 1672), «Мнимый больной» (Le malade imaginaire, 1673); оратории, в т. ч. Отречение апостола Петра (Le reniement de St. Pierre), 12 месс, Те Deum, кантаты, 100 мотетов, магнификаты, 30 гимнов, св. 40 псалмов, инстр. произв.; светские песни и др. |