ШАЙБЕ (Scheibe) Иоганн Адольф (крещён 5 V 1708, Лейпциг - 22 IV 1776, Копенгаген) - нем. муз. теоретик и композитор. Сын Иоганна Изидора Ш. (1680-1748) - известного органного мастера. Спец. муз. образования не получил. С 1725 учился на юридич. ф-те Лейпцигского университета, где сблизился с лит. критиком И. К. Готшедом и испытал влияние его эстетич. идей. В 1729 не выдержал конкурса на место органиста церкви Томаскирхе и покинул Лейпциг. Долгое время скитался в поисках постоянной службы, в 1736 поселился в Гамбурге, в 1737-40 издавал здесь еженедельный журнал «Der critische Musikus», где в форме «писем друга» помещал свои статьи о творчестве совр. нем. музыкантов, в частности принёсшие ему скандальную известность резко критич. отзывы о музыке И. С. Баха (в 1745 Ш. выпустил собрание всех своих статей этого журнала, дополненное новыми материалами и комментариями). За годы существования журнала Ш. стал влиятельным муз. критиком. В 1739 он получил место капельмейстера маркграфа Кульмбахского, с 1744 служил корол. капельмейстером в Копенгагене (в 1748 ушёл на пенсию). В 1749 открыл муз. школу в Зондербурге. Впоследствии вернулся в Копенгаген, где до 1769 был придв. композитором. Ш. принадлежит к плеяде муз. критиков 18 в., ещё в середине столетия подготавливавших почву эстетич. принципам классицизма. В его воззрениях на муз. искусство много общего с идеями франц. просветителей, со взглядами Г. Э. Лессинга. Особенно ценны суждения Ш. об опере, будущее которой он видел в достижении полного единства музыки и поэтич. слова, в создании муз. драмы. Эти идеи Ш. оказали известное влияние на К. В. Глюка. Однако определённая узость воззрений помешала Ш. оценить гений И. С. Баха. Полемика Ш. с лейпцигским доцентом риторики И. А. Бирнбаумом, длившаяся с 1737 по 1739, - интересный документ, позволяющий судить об отношении современников к творчеству Баха (полностью помещена в журн. «Der critische Musikus», Tl 6, 1745). Ш. - автор многочисл. муз. соч., в их числе - опера, кантаты, оратории [в т. ч. «Воскресение» («Die Auferstehung») и «Вознесение» («Die Himmelfahrt»)], ок. 70 симфоний, более 30 скр. концертов, более 150 концертов для флейты, сонаты, фп. трио; писал церк. музыку (ок. 200 произв.), песни. Б. ч. соч. Ш. осталась в рукописи. Соч.: Compendium musices theoretico-practicum (рукопись, 1730; хранится в городской музыкальной библиотеке в Лейпциге); Von den musikalischen Intervallen und Geschlechtern, Hamb., 1739; Thusnelda, [Singspiel - Text]. Mit einem Vorbericht von der Möglichkeit und Beschaffenheit guter Singspiele, Lpz. - Cph., 1749; Abhandlung vom Ursprunge und Alter der Musik, insonderheit der Vokalmusik, Altona - Flensburg, 1754; Abhandlung ьber das Rezitativ, «Critische Musikus», [1764], No 97-117; Die Theorie der Melodie und Harmonie, Bd 1, Lpz., 1773. |