ШЕФФЕР (Schaeffer) Пьер (р. 14 VIII 1910, Нанси) - французский инженер-акустик и композитор. С 1934 работает в системе франц. радио, первоначально в Страсбуре, с 1936 - в Париже. С 1968 профессор Парижской консерватории. Ш. - изобретатель т. н. конкретной музыки, давший этому направлению и название. Экспериментируя со всевозможными звукозаписывающими и звуковоспроизводящими аппаратами, Ш. достиг определённых акустич. эффектов, которые пытался организовать в своеобразную систему муз. речи. Сначала Ш. записывал новые звучания на грампластинки, с внедрением магнитной записи обратился к всевозможным манипуляциям с магнитофонами и синтезаторами, что значительно расширило возможности и диапазон звуковой палитры. Первые его соч. конкретной музыки - «Этюд о турникетах» («Etude aux tourniquets»), «Этюд о железных дорогах» («Etude aux chemins de fer») и др. исполнены по франц. радио в 1948 под назв. «Шумовой концерт». В 1950 Ш. записал (совм. с П. Анри) наиболее известное своё соч. «Симфония для одного человека» («Symphonie pour un homme seul»). Опыты по созданию конкретной музыки привлекли внимание ряда французский композиторов, в т. ч. П. Булеза, А. Жоливе, О. Мессиана, Д. Мийо, А. Соге, испробовавших метод Ш. Однако последовательными его сотрудниками, вошедшими наряду с Жоливе и Мессианом в созданную им в 1948 при франц. радио «Группу муз. исследований» («Groupe de recherches musicales»), стали Анри, Ф. Байль, Л. Феррари, Ф. Маш и др., пытавшиеся найти в конкретной музыке пути к экспрессивному звукотворчеству, к новой шумомузыкальной драматургии. В ряде лит. выступлений и в книгах Ш. обосновывал эстетико-философские и технологич. принципы своего изобретения. Согласно его теории, преимущества конкретной музыки - в «безграничном многообразии» строит. материала, который композитор может свободно черпать из окружающей его звуковой атмосферы. Среди муз. соч. Ш. - опера «Орфей 51» для голоса и магнитофонной ленты (совм. с Анри, 1951), балет «Ноктюрн о железных дорогах» («Nocturne aux chemins de fer», 1959), Сюита для 14 инструментов (5 частей, 1949), «Этюд о живых звуках» («Йtude aux sons animes», 1958), музыка для радиопостановок, к кинофильмам. В 1958 под председательством Ш. проведена 1-я Междунар. декада экспериментальной музыки. Позднее Ш. отошёл от теории и практики конкретной музыки и выступил с её критикой. Соч.: A la recherche d'une musique concrete, P., [1952]; Musique concrete et connaissance de l'objet musical, «RBM», 1959, v. 13, No 1-4; Traitй des objets musicaux, P., [1966]; La musique concrete, P., 1967; L'avenir а reculons, [Tournai - P., 1970]; La musique et les ordinateurs, «RM», 1971, No 268-69;De l'experience musicale а l'experience humaine…, там же, [1971], No 274-275; «Musique en question», 1980, No 1, p. 11. |