ШЁК (Schoeck) Отмар (1 IX 1886, Бруннен, кантон Швиц - 8 III 1957, Цюрих) - швейцарский композитор, дирижёр и пианист. Учился у К. Аттенхофера, Р. Фройнда, Ф. Хегара, Л. Кемптера в Цюрихской консерватории (1905-07), совершенствовался у М. Регера в Лейпциге (композиция, 1907-08). Дирижировал разл. цюрихскими хорами (1909-17), в 1917-44 - симф. концертами в Санкт-Галлене, продолжая участвовать в муз. жизни Цюриха. Выступал в камерных концертах в качестве аккомпаниатора, в т. ч. собств. песен, которые занимают осн. место в творчестве композитора. Работал и в муз.-сценич. жанрах. Наряду с В. Буркхардом и Ф. Мартеном Ш. принадлежит к крупнейшим швейц. композиторам 20 в. В некоторых лирич. песнях (ок. 400; циклы на слова гл. обр. нем. и швейц. романтиков, а также И. В. Гёте, Г. Келлера, У. Уитмена) ощутимо влияние Ф. Шуберта и X. Вольфа. Среди наиболее известных соч. - песня «Почтальон» («Der Postillon», сл. H. Ленау, для солиста, хора и оркестра, 1909), песенные циклы «Прелестная скромность» («Das holde Bescheiden», сл. Э. P. Мёрике, 1947-49), «Заживо погребённый» («Lebendig begraben», сл. Келлера, для баритона, жен. хора и оркестра, 1921; навеян воспоминаниями о 1-й мировой войне 1914-18). В песнях, часто построенных на развитии начального мотива, использовал формы и жанры инстр. музыки (токката, скерцо и др.), в качестве сопровождения употреблял и инстр. ансамбль. В ранних произв. (до 1913) преобладало мелодич. начало, для более зрелого периода (до кон. 1930-х гг.) характерны поиски в области гармонии (применял бифункциональные, битональные аккорды). В 1920-е гг. (в операх «Венера» и «Пентесилея») намечаются экспрессионистич. тенденции (на операх Ш. отразилась ретроспективность его лит. ориентации). В целом для творчества Ш. характерно своеобразное сочетание романтич. и неоклассицистич. традиций. В 1959 в Цюрихе организовано Об-во О. Шёка. Соч.: оперы - Дон Ранудо де Колибрадос (комич., по Л. Хольбергу, 1919, Цюрих), Картина (Das Wandbild, сцена и пантомима, либр. Ф. Бузони, Галле, 1921), Венера (по П. Ме-риме, 1922, Цюрих), Пентесилея (по Г. Клейсту, 1927, Дрезден; 2-я ред. 1928, Цюрих), О рыбаке и его жене (Vom Fischer und syner Fru, драм. кантата по сказке бр. Гримм, 1930, Дрезден), Массимилла Дони (по О. Бальзаку, 1937, Дрезден), Замок Дюранд (Das SchloЯ Dürande, по Й. Эйхендорфу, 1943, Берлин); зингшпиль «Эрвин и Эльмира» (по И. В. Гёте, 1916, Цюрих); для орк. - увертюра Ратклиф (1907), интермеццо Летняя ночь (Sommernacht, 1945), сюита (1945), Торжественный гимн (Festlicher Hymnus, 1951) и др.; серенада для камерного орк. (1907); концерты с орк. - для скр. (1912), влч. (1947), валторны (1951); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты для скр. и фп. (1908, 1909, 1931), соната для бас-кларнета и фп. (1916), для влч. и фп. (1957), квартеты (1913, 1923); для хора (с орк.) - кантата (сл. Эйхендорфа, 1933), Дифирамб (сл. Гёте, 1911), Дорожная песнь (Wegelied, сл. Келлера, 1913), Барабанная дробь (Trommelschläge, сл. Уитмена, 1915), К весеннему певческому празднику (Für ein Gesangiest im Frühling, сл. Келлера, 1942), Видение (Vision, сл. Келлера, 1949), хоры a cappella на сл. Ленау, Эйхендорфа и др.; песни для голоса с орк.; песни с фп.; музыка к спектаклям драм. театра. |