ШЕНКЕР (Schenker) Генрих (19 VI 1867, Подгайце, Галиция, ныне г. Подгайцы Тернопольской обл. Укр. ССР - 14 I 1935, Вена) - австрийский музыковед. Учился в Венской консерватории у А. Брукнера (муз.-теоретич. предметы). Работал как композитор, пианист-аккомпаниатор, сотрудничал в разл. журналах. Давал частные уроки по муз.-теоретич. предметам и игре на фп. Среди учеников и последователей Ш. - А. Хобокен, О. Йонас, X. Федерхофер, X. Рот. Гл. науч. труд Ш. - «Новые музыкальные теории и фантазии одного артиста» (тт. 1-3, 1906-35) - содержит развёрнутое изложение способа анализа муз. произв., названного последующими теоретиками «методом редукции» и получившего значит. распространение (особенно в странах англ. яз.). Согласно «методу редукции» структура муз. произв. представляется иерархией уровней (слоёв), органически вырастающих из изначальной первоструктуры. Целью анализа является не только нахождение первоструктуры, но и выяснение иерархии отношений между всеми слоями структуры. Ш. выступил инициатором выверенных согласно автографам публикаций произв. К. Ф. Э. Баха, И. С. Баха и фп. сонат Л. Бетховена; написал к ним комментарии: «Ein Beitrag zur Ornamentik. Als Einführung zu Ph. E. Bach's Кlavierwerken» (W., 1903, 1954); «Die Chromatische Phantasie und Fuge von J. S. Bach» (W., 1910); «Die letzten fünf Sonaten Beethovens» (W., 1913-21); «Oktaven- und Quintenstudien von Brahms» (W., 1933); «Sämtliche Кlaviersonaten L. v. Beethovens» (W., 1934, 1945). В работах, изданных под назв. «Воля к звуку» («Der Tonwille», H. 1-10, W., 1921-24) и «Шедевр в музыке» («Das Meisterwerk in der Musik», вып. 1-3, Münch., 1925-30) он защищает духовную высоту искусства великих мастеров 18 - нач. 19 вв. против разлагающих (по мысли автора) тенденций последующего времени, особенно 20 в. Соч.: Ein Beitrag zur Ornamentik, W., [1903], 1908; Neue musikalische Theorien und Phantasien, Stuttg.-W.-Lpz., 1906-35 (Bd 1 - Harmonielehre, Bd 2 - Кontrapunkt, Bd 3 - Der freie Satz); Instrumentations-Tabelle, W., 1908 (под псевд. A. Niloff); Beethoven. Neunte Symphonie, W., 1912; Eine Rettung der klassischen Musiktexte. Das Archiv für Photogramme in der National-Bibliothek Wien, «Der Кunstwart», 1929, Jahrg. 42; Fünf Urlinie-Tafeln, W., 1932. |