ШЕНШИН Александр Алексеевич [6 (18) XI 1890, Москва - 18 II 1944, там же] - советский композитор, дирижёр, педагог. По муз.-теоретич. предметам занимался у Д. И. Аракишвили, С. Н. Кругликова, А. Т. Гречанинова (1907-08), затем у Р. М. Глиэра (1910-12) и Б. Л. Яворского (1914-15). В 1911-13 изучал инструментовку и дирижирование под рук. К. С. Сараджева, в 1921-22 обучался игре на фп. у E. P. Гнесиной. В 1915 окончил историко-филологич. ф-т Моск. университета, преподавал историю и лат. яз. в средних уч. заведениях Москвы (1915-21). Зав. муз. частью Моск. театра для детей, дирижировал оркестром этого театра (1921-25). Работал в редакции журн. «Современная музыка». В 1922-24 преподавал муз.-теоретич. предметы в Моск. консерватории, в 1924-29 - в Муз. техникуме им. А. Н. Скрябина, а также в др. уч. заведениях. Занимался с некоторыми моск. певцами, готовил с ними камерный репертуар. В центре творчества Ш. - вок. и театр. музыка. Автор статьи «Принципы и методы общего музыкального образования» (в сб.: «Музыка в школе», 1921). Соч.: опера О'Тао (1927); оперетта Двенадцатая ночь (1939, Моск. театр оперетты); балеты - Античные пляски (Дионис, 1933, Большой театр), Повесть о Кармен (пост. 1935); для орк. - симф. поэмы Ийола (1918), Летние картины. Лирическая сюита для симфонического оркестра (по К. Д. Бальмонту, 1929); Драматическая увертюра (1943); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1943), фп. квинтет (1911); для фп. - 3 сонаты (1918; 1926; в стиле 18 в., 1930), 14 прелюдий (1910), 17 прелюдий (1918), 7 прелюдий (1926); 4 стихотворения А. С. Пушкина для хора a cappella (1933); для голоса с фп. - Из японских антологий (1913), Из лирики Запада (1921), 5 стихотворений Ш. Бодлера (1924), 5 песен на тексты И. В. Гёте (1932), Коктебель (7 стихотворений М. А. Волошина, 1932), 9 стихотворений А. С. Пушкина (1930-37), Былые годы (цикл на сл. М. Ю. Лермонтова, 1940), 3 песни на сл. С. П. Щипачёва (1942); обр. 7 испан. нар. песен (1937) и др.; музыка к спектаклям драм. театра, в т. ч. «Жемчужина Адальмины» Новикова (1921), «Гайавата - вождь ирокезов» Огнёва (1923), «Пиноккио» Шервинского по К. Коллоди (1923), «Будь готов!» Розанова (1924), «Пионерия» Заяицкого (1926; все - в Моск. театре для детей), «Антигона» по Софоклу (1927, Моск. камерный театр). |