ШЕРИНГ (Schering) Арнольд (2 IV 1877, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша - 7 III 1941, Берлин) - немецкий музыковед. Учился в Дрездене, брал уроки игры на скрипке у Т. Блумнера, затем у X. Петри; с 1896 учился у Й. Иоахима в Берлине. Гастролировал как скрипач вместе с пианистом Б. Хинце-Райнхольдом. С 1898 изучал в Берлинском университете музыковедение у О. Флейшера и К. Штумпфа, историю литературы у Э. Шмидта, философию у В. Дильтея, Ф. Паульсена, Г. Зиммеля. Затем изучал музыковедение у А. Зандбергера и Т. Липса в Мюнхене, у Г. Кречмара в Лейпциге. В 1902 защитил диссертацию на тему «История инструментального (скрипичного) концерта до А. Вивальди». Выступал как муз. критик в периодич. изданиях «Neue Zeitschrift für Musik» (в 1903-05 редактор), «Leipziger neuesten Nachrichten», «Signale für die musikalische Welt». В 1904-39 редактор ежегодника «Bach-Jahrbuch». Преподавал историю музыки, с 1907 доцент Лейпцигского университета, с 1915 профессор Лейпцигской консерватории, с 1928 - Берлинского университета. Ш. - один из крупнейших нем. музыковедов 20 в. Занимался проблемами истории музыки и муз. эстетики. Находился под сильным влиянием идеалистич. философии. Большой резонанс получила мысль Ш. о взаимодействии музыки прошлого и настоящего. Внёс значит. вклад в изучение истории жанров оратории и инстр. концерта. Значит. место в наследии Ш. занимают исследования старинной музыки, муз. культуры эпохи барокко. Огромную роль Ш. сыграл в создании совр. бахианы, написав ряд капитальных исследований о творчестве композитора. Изучал также проблемы муз. риторики. Автор муз. произв. Редактор мн. книжных и нотных изданий; им впервые опубликовано соч. Г. Шюца «Histoire von der Geburt Jesu Christi» (Gesamtausgabe, Bd 17, Lpz., 1909), а также неск. томов из серии «Памятники немецкого музыкального искусства» («Denkmäler Deutscher Tonkunst»): Bd 20 (J. A. Hasse, Lpz., 1905), Bd 29/30 (Instrumentalkonzerte, Lpz., 1907), Bd 58/59 (Кnüpfer, Schelle, Кuhnau, Lpz., 1913), Bd 63 (Pezel, Lpz., 1928). К 60-летию Ш. выпущен юбилейный сб. «Festschrift A. Schering. Zum 60. Geburtstag» (hrsg. von Scheider M., Frotscher G., Osthoff H., Serauky W., Adrio A., В., 1937). Соч.: Bachs Textbehandlung, Lpz., 1900; Zur Bach-Forschung (I-II), «SIMG», 1903, Jahrg. 4, H. 2; Geschichte des Instrumentalkonzerts, Lpz., 1905, Hüdesheim - Wiesbaden, 1965; G. Mahler als Liederkomponist, «NZfM», 1905, Jahrg. 72; Neue Beitrage zur Geschichte des italienischen Oratoriums im 17. Jahrhundert, «SIMG», 1906, Jahrg. 8, H. 1; Die Musikästhetik der deutschen Aufklärung, «SIMG», 1906/07, Jahrg. 8; Zur Geschichte der Solosonate in der ersten Hälfte des 17. Jahrhunderts, в сб.: Festschrift H. Riemann, Lpz., 1909; Zur Musikästhetik Кants, «ZIMG», 1910, Jahrg. 11, H. 6; Das kolorierte Orgelmadrigal des Trecento, «SIMG», 1910/1911, Jahrg. 13, H. 1; Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911, то же, Lpz., 1966; Musikalische Bildung und Erziehung zum musikalischen Hören, Lpz., 1911, 1924; Die niederländische Orgelmesse im Zeitalter des Josquin, Lpz., 1912, Amsterdam und Wiesbaden, 1971; Ьber die Кirchenkantaten vorbachischer Thomaskantoren, «Bach-Jahrbuch», 1912, Jahrg. 9; Studien zur Musikgeschichte der Frührenaissance, Lpz., 1914; Tabellen zur Musikgeschichte, Lpz., 1914, Wiesbaden, 1962; Aus den Jugendjahren der musikalischen Neuromantik, «JbP», 1917, Jahrg. 24; Zu G. Reiches Leben und Кunst, «Bach-Jahrbuch», 1918, Jahrg. 15; Die Besetzung Bachscher Chöre, «Bach-Jahrbuch», 1920, Jahrg. 17; Ьber Bachs Parodieverfahren, «Bach-Jahrbuch», 1921, Jahrg. 18; Das Problem einer Philosophie der Musikgeschichte, в сб.: КongreЯ-Bericht, Basel, 1924; Musikgeschichte Leipzigs, Bd 2 (1650-1723), Lpz., 1926; G. Fr. Händel, в сб.: Mitteldeutsche Lebensbilder, Bd 3, Magdeburg, 1928; Musikalische Analyse und Wertidee, «JbP», 1930, Jahrg. 36; Geschichte der Musik in Beispielen, Lpz., 1931, 1954; Кьnstler, Кenner und Liebhaber der Musik im Zeitalter Haydns und Goethes, «JbP», 1932, Jahrg. 38; J. Brahms und seine Stellung in der Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, там же, 1933, Jahrg. 39; Die Welt Händeis, «Händel-Jahrbuch», 1933, Jahrg. 5; Beethoven in neuer Deutung, Lpz., 1934; Ьber den Begriff des Monumentalen in der Musik, «JbP», 1934, Jahrg. 41; Zur Sinndeutung der 4. und 5. Symphonie von Beethoven, «ZfMw», 1934, Jahrg. 16, H. 2; Beethoven und die Dichtung, В., 1936, Hildesheim, 1973; Кritik des romantischen Musikbegriffs, «JbP», 1938, Jahrg. 44; Fr. Schuberts Symphonie in h-moil und ihr Geheimnis, Würzburg, 1938; Zur Erkenntnis Beethovens, Würzburg, 1938; Bemerkungen zu J. Haydns Programmsinfonien, «JbP», 1940, Jahrg. 46; Das Symbol in der Musik, Lpz., 1941; Ьber Кantaten J. S. Bachs (mit einem Vorwort hrsg. von Fr. Blume), Lpz., 1942, 1950; Humor, Heldentum, Tragik bei Beethoven (mit einem Vorwort von H. Osthoff), Stras.-Кehl, 1955; сб. статей: Vom Wesen der Musik (hrsg. von К. М. Кomma), Stuttg., 1974, и др. ШЕРИНГ (Szeryng) Генрик (p. 22 IX 1918, Желязова-Воля) - мекс. скрипач. По национальности поляк. В раннем детстве обучался игре на фп. под рук. матери, затем на скрипке под рук. М. Френкеля в Варшаве. В 1925-30 занимался у В. Хесса и К. Флеша в Берлине и Баден-Бадене, затем в Парижской консерватории у Г. Буйона (в 1937 удостоен 1-й пр. консерватории). Одноврем. изучал теорию музыки и композицию под рук. Н. Буланже. Большое влияние на формирование скрипача оказали Дж. Энеску и Ж. Тибо. Дебютировал в 1933. С успехом концертировал в Варшаве, Бухаресте, Вене, Париже. Во время 2-й мировой войны 1939-45 дал св. 300 концертов в воинских частях и воен. госпиталях англо-амер. войск. В 1943 впервые выступил в «Карнеги-холл» в Нью-Йорке. С 1946 профессор муз. ф-та Нац. университета в Мехико. Живёт в Мехико и Париже, гастролирует во мн. странах (в 1961 и 1965 концертировал в СССР). С 1974 эпизодически выступает как дирижёр. С 1975 представитель Мексики в ЮНЕСКО. Ш. - исполнитель яркой художеств. индивидуальности. Его игру отличают глубина интерпретации, тонкое чувство стиля, благородство и выразительность фразировки, высокое мастерство, сочетание красоты и мужественности тона. Богат и разносторонен репертуар Ш., включающий сонаты и партиты И. С. Баха, концерты и сонаты Л. Бетховена и И. Брамса, а также произв. современных, в т. ч. мексиканских (М. Понсе, С. Ревуэльтас, К. Чавес, Б. Галиндо-Димас, Р. Альфтер) и советских (С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и др.) композиторов. Мн. грамзаписи исполнения Ш. (в т. ч. сонатные ансамбли с К. Аррау) отмечены «Гран при». |