«ШЕСТЁРКА» («Le Groupe de Six» - «Группа Шести») - содружество французский композиторов, сложившееся вскоре после 1-й мировой войны 1914-18 и существовавшее до сер. 1930-х гг. В состав «Ш.» входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Идейным вдохновителем «Ш.» был поэт и художник Ж. Кокто, опубликовавший в 1918 брошюру-манифест «Петух и Арлекин», в которой ниспровергал эстетику муз. импрессионизма и звал к созданию искусства, «свободного от приятностей дебюссизма, от всяких иллюзий». Значит. влияние на становление нового направления оказал также комп. Э. Сати. Само наименование «Ш.» (по аналогии с рус. «пятёркой», как называют во Франции «Могучую кучку») впервые появилось в статье «Пять русских и Шесть французов» критика А. Колле, откликнувшегося в еженедельнике «Comoedia» (от 16 янв. 1920) на сборник сочинений 6 молодых композиторов. С тех пор это назв. закрепилось за группой и вошло в историю новой франц. музыки. «Ш.» не представляла собой направления с единой художеств. программой, каждый из её членов обладал самобытной творч. индивидуальностью и вырабатывал свои приёмы муз. выразительности, свой стиль. «Группа Шести», как писал Мийо, «…не преследовала при своём возникновении иной цели, кроме чисто дружеского объединения, вне каких-либо творч. тенденций». Участников этой группы сближало стремление к новаторству, к поискам новых принципов композиции, их связывали общие взгляды; по словам Пуленка, это «борьба против расплывчатости, возвращение к мелодии, возвращение к контрапункту, точность, стремление к простоте…». Творчество «Ш.» оказало значит. влияние на развитие франц. музыки в направлении демократизации художеств. содержания и отчасти муз. языка. К сер. 30-х гг. определилось стремление членов «Ш.» сблизиться и в творчестве, и в муз.-обществ. деятельности с прогрессивным демократическим движением франц. музыкантов. См. Народная музыкальная федерация. |