ШИМАНОВСКИЙ (Szymanowski) Кароль Мацей [24 IX (6 X) 1882, Тимошовка, быв. Херсонской губ. - 29 III 1937, Лозанна] - польский композитор, пианист, педагог, муз.-обществ. деятель и муз. критик. Происходил из семьи, издавна жившей на Украине и отличавшейся широтой художеств. интересов, высокой муз. культурой (отец - Станислав Корвин-Ш. и брат Феликс Ш. - пианисты, сёстры - Станислава Ш.-Корвин - певица, впоследствии одна из лучших исполнительниц произв. Ш., Анна Ш.- художница, Зофья Ш. - поэтесса, на её стихи написаны мн. вок. соч. Ш.). Игре на фп. учился у отца, с 1889 - в Елизаветграде (ныне Кировоград) в муз. школе у своего дяди Г. В. Нейгауза, с сыном которого Г. Г. Нейгаузом (первым исполнителем ранних фп. произв. Ш.) его связывала тесная дружба (с семьями рус. музыкантов Нейгаузов и Блуменфельдов Ш. состоял в родстве). Композиторское дарование Ш. проявил в раннем детстве - написал 3 оперы, в т. ч. на собств. либр. (для домашнего исполнения, в котором участвовал двоюродный брат Ш., будущий писатель Я. Ивашкевич); созданные в возрасте 8-9 лет прелюдии для фп. и песни записаны отцом Ш. В 1901-05 Ш. жил в Варшаве, брал уроки у М. Завирского (гармония) и З. Носковского (композиция). В юности написал сонату для фп. (получила премию на Шопеновском конкурсе во Львове, 1910). В 1905 вошёл в группу «Молодая Польша» и вместе с др. её членами (также учениками З. Носковского) боролся с консерватизмом в польск. музыке, стремился утвердить её нац. самостоятельность и высокий проф. уровень, пропагандируя нац. искусство как композитор, исполнитель и публицист. Ранние соч. Ш. были опубликованы Изд-вом т-ва молодых польск. композиторов (1905), созданным меценатом кн. В. Любомирским, покровительствовавшим этой группе. Их орк. произв. исполнял дирижёр Г. Фительберг в концертах «Молодой Польши» в Варшаве и Берлине в 1906, фп. соч. - Г. Г. Нейгауз и др. пианисты, а также сам Ш., прекрасный пианист, скрипичные произв. - П. Коханьский. В 1906-08 Ш. жил в Германии, Италии, много концертировал. В 1910-11 вновь путешествовал по Италии, посетил Сицилию. Эти поездки расширили муз. кругозор Ш. В 1912-13 жил в Тимошовке и Вене, где познакомился с балетом И. Ф. Стравинского «Петрушка» (гастроли «Рус. сезонов» за границей), муз. драмами Р. Вагнера, симф. поэмами Р. Штрауса, симфониями Г. Малера, оперой К. Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда». Влияние Штрауса проявилось в конц. увертюре (1905) и (в меньшей степени) во 2-й симфонии Ш., к-рая исполнялась в 1913 под упр. Г. Фительберга в Австрии и Германии. В том же году под воздействием тех же муз. впечатлений написал оперу «Хагит». Получили известность в авторском исполнении фп. соч. Ш., в т. ч. 2-я соната. В Вене Ш. заключил контракт на 10 лет с издат. фирмой «Universal Edition». Зиму 1913-14 он провёл в Закопане. В 1914 предпринял путешествие в Италию (с заездом в Сицилию), Алжир и Тунис; экзотика др.-вост. культуры, вост. философия, поразившие Ш., нашли отражение во многих его соч. В 1914-19 ежегодно проводил лето в Тимошовке и Киеве. Неоднократно бывал в Москве и Петрограде (1915-16, а также после 1917), где исполнялись его произв. В 1917-19 работал в Елизаветграде, принимал активное участие в муз.-обществ. жизни, выступал перед рабочими и солдатами; работал в муз. отделе Наркомпроса, писал статьи, в т. ч. о воспитательной роли искусства в обществе. В 1919 жил во Львове, в конце года поселился в Варшаве, много концертировал, писал статьи об эстетич. роли искусства и муз. критики («Замечания по вопросу о современной музыкальной критике в Польше» и др.). Гастролировал со скрипачом П. Коханьским в Ливерпуле, Лондоне (1920-21; познакомился здесь с С. П. Дягилевым) и Нью-Йорке (также в 1922), посетил Флориду и Кубу. В 1922 дал концерт в Париже, выступал там неоднократно (до 1926), что способствовало его знакомству с музыкой французский композиторов тех лет, писал о них статьи в польск. муз. журналах. С 1922 регулярно ездил (для лечения от туберкулёза) в Закопане, где изучал местный («гуральский») фольклор. В 1924 концертировал в Варшаве и Львове. В 1927-33 возглавлял Варшавскую консерваторию (в 1930 преобразовал её в Высшую школу музыки, в 1930-33 директор), стремился реорганизовать уч. программы в соответствии с новейшими требованиями муз. образования. В 1928-29 лечился в Австрии, в 1929-30 - в Швейцарии и в др. странах; постоянно живя в Закопане, выступал в городах Европы с авторскими концертами (1933-36), в т. ч. в СССР. В 1936 работал в Париже, участвовал в постановке своего балета «Разбойники» («Харнасе»). Ш. - крупнейший польск. композитор (после Ф. Шопена и С. Монюшко). Творч. позиции Ш. определились уже в раннем периоде, когда он в своей музыке осуществлял программу деятелей «Молодой Польши», борясь с рутиной в искусстве и отстаивая новые, прогрессивные художеств. принципы. Но, сохраняя верность основным идеям этой группы, он пережил сложную эволюцию. В соч. раннего периода творчества заметны разнородные и порой противоречивые влияния. В фп. соч. начала 1900-х гг. ощущается близость к Шопену и Скрябину (соч. для фп.- 9 прелюдий ор. 1, 4 этюда ор. 4, 1-я соната ор. 8, вариации на польск. нар. тему для фп. ор. 10, 1899-1900), затем И. Брамсу и поздним романтикам. В вок. лирике этих лет заметно влияние X. Вольфа и отчасти П. И. Чайковского; оно обнаруживается в циклах: 6 песен на сл. К. Тетмайера ор. 2 (1900-02), 4 песни на сл. Т. Мициньского ор. 11 (1904-05), 5 песен на стихи нем. поэтов ор. 13 (1905-06; в т. ч. «Зулейка» на сл. Ф. Боденштедта и «Колыбельная» на стихи из сб. «Волшебный рог мальчика» А. Арнима и К. Брентано и др.). В симфоническом творчестве Ш. наметились иные тенденции: 1-я симфония (ор. 15, 1907; в рукоп.) в области гармонич. языка и фактуры обнаруживает влияние творчества М. Регера, что дало повод Ш. позднее шутливо называть её «гармонически-контрапунктическим монстром». В 3-частной 2-й симфонии (ор. 19, 1910) и 2-й сонате для фп. (ор. 21, 1911) использованы старинные танцы - менуэт, сарабанда; в финале фуга синтезирует тематич. материал всей формы. Насыщенность фактуры полифонич. средствами, тяготение к формам старинной музыки выявляют в произв. Ш. 1910-х гг. тенденции неоклассицизма; в то же время культ чувства с его тончайшими нюансами и связанная с этим хроматизация мелодико-гармонич. языка роднит их с музыкой поздних романтиков. Уже в раннем периоде творчества проявился характерный для Ш. интерес к вок.-орк. жанрам и опере; наиболее значительны песни для голоса с оркестром «Саломея» (на сл. Я. Каспровича, ор. 6, до 1907) и «Пентесилея» (на сл. С. Выспяньского, ор. 18, 1908). Одноактная опера «Хагит» (по драме Ф. Дёрмана, ор. 25, 1913) по эмоциональному колориту близка операм Р. Штрауса; влияние Штрауса нашло впоследствии косвенное отражение в исканиях Ш. позднего периода. Несмотря на всё это обилие влияний, Ш. уже в ранний период творчества проявил себя как композитор, идущий собств. путём. В творчестве периода 1914-20 главным выразит. средством Ш. стала красочно-звуковая палитра оркестра, хора или отд. голосов либо инструментов, что привело к преодолению строгой системы мажоро-минора и классической функциональной гармонии. В соч. этих лет проявилось увлечение Ш. культурой Востока (это сближало его с франц. импрессионистами). Используя колористические находки К. Дебюсси и М. Равеля, Ш. создаёт свой собств. стиль, сочетающий традиции классиков (в сонатно-симф. и конц. жанрах) с достижениями совр. композиторов, особенно Скрябина (высокая эмоциональность, порой экстатичность). Наиболее ярко это проявилось в соч. для скрипки (цикл из 3 поэм «Мифы» ор. 30, 1-й концерт ор. 35), а также в произв. для фп. (2 цикла из 3 поэм - «Метопы» ор. 29 и «Маски» ор. 34, 3-я соната с фугой ор. 36) и особенно в 3-й симфонии «Песнь о ночи» (с солистом и хором, воспринимающимися как дополнит. эмоционально-звуковая краска в оркестре), созданной на стихи Т. Мициньского по мотивам поэзии ср.-век. вост. поэта Джалаледдина Руми под впечатлением поездки в Африку. В симфонии отразилось предчувствие надвигавшейся 1-й мировой войны 1914-18. Те же черты присущи вок. циклам «Любовные песни Хафиза» (для голоса с оркестром на тексты в пер. с арабского, ор. 26, 1914), «Песни сказочной принцессы» (ор. 31, 1915), а также кантатам на сл. З. Шимановской «Деметра» («Персефона», ор. 37 bis, 1917) и «Агава» (ор. 38, 1917), 4 песням на сл. Р. Тагора (ор. 41, 1918), «Песням безумного муэдзина» (на сл. Я. Ивашкевича, ор. 42, 1918). Одно из наиболее зрелых и значит. соч. Ш. - опера «Король Рогер» (первонач. назв. «Пастырь», ор. 46, 1918-24; либр. Ивашкевича и Ш.), в которой экзотич. элементы получают изысканное красочное преломление; в опере затрагивается проблема ответственности власть имущих за судьбы людей и народов (по содержанию отчасти перекликается с оперой «Золотой петушок»). Стилистически к ней примыкает и балетный гротескный дивертисмент-пантомима «Мандрагора» (в качестве интермедии к пост. комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», ор. 43, 1920). Резкое изменение творч. манеры Ш., проявившееся в обращении к древней нар.-нац. культуре, языку, обычаям и как следствие сказавшееся на замене насыщенной хроматики муз. языка модальностью, свойственной слав. нар. музыке, заметно в вок. цикле на сл. Ю. Тувима «Слопевне» (поэтич. неологизм; от сочетания польск. корней «слово» и «пение»; ор. 46, 1921). В этот период Ш. изучал гуральский муз. фольклор (жителей Татр в Закопане), делал сольные и хор. обработки курпёвских и подгаляньских песен. Подлинные нар. мелодии он использовал в крупных соч. (вок.-хореографич. поэма «Разбойники», известная также под назв. «Харнасе», ор. 55, в к-рую введена сцена свадебного обряда). Нар.-песенные интонации слышатся в 4-й конц. симфонии для фп. с оркестром, 2-м квартете и др. В стремлении создать новый нац. стиль Ш. обращается к достижениям предшествующих эпох, в т. ч. к формам музыки Ренессанса. В соч. «Stabat Mater» (op. 53, 1926), первоначально задуманном как «Крестьянский реквием», композитор использовал польск. перевод канонич. текста, стремясь воспроизвести характер духовных песнопений. Влияние гуральской музыки ощутимо и во 2-м скр. концерте (ор. 61, 1932-33), который Ш. считал одним из своих высших достижений. Подытоживая идейно-стилистич. искания предшествующих периодов, стремясь подчеркнуть возможность органического сплава нар. и проф. музыки, классич. и совр. искусства, Ш. создаёт 20 мазурок (ор. 50, 1926), в которых наиболее ощутимы сочетания разд. тенденций. В мазурках использованы элементы муз. фольклора Мазовии (вдохновлявшего Шопена) и горцев Подгалья. Ш. считал, что в его мазурках наиболее заметны следы шопеновского влияния. Шопен был для композитора художеств. олицетворением «польского духа». Мазурки Ш., с их гармонич. ясностью и ритмич. чёткостью, вошли в фонд мировой фп. классики. Несмотря на сложность развития стиля Ш., яркая индивидуальность композитора, художника-романтика, не утрачивала самобытности на протяжении всего его творч. пути; характерными оставались подчёркнутая субъективность мышления и яркая эмоциональность при большом проф. мастерстве. Своеобразные гармонизации Ш., в т. ч. для хора, отличаются мастерским использованием подголосочной полифонии, органично сочетающейся с народной мелодикой. В своих обработках Ш. соединяет характерные черты польской народной песенности с собственной оригинальной манерой. В своих статьях Ш. постоянно подчёркивал роль музыки в жизни совр. общества, которой придавал важное воспитат. значение. Написал философскую повесть «Эфеб» («Efebos», 1919; рукопись сгорела во время 2-й мировой войны 1939-45), в которой выразил свои эстетич. взгляды, лит. эскизы «Каин», «Томек…» и др. (в рукописи). Автор статей о совр. польск. и зап.-европ. музыке, о творчестве Ф. Шопена, И. Ф. Стравинского, М. Равеля, А. Г. Рубинштейна, П. Коханьского и др. Соч.: оперы - Хагит (Hagith, 1913; 1922, Варшава), Король Рогер (Кrol Roger, 1924; 1926, Варшава); балеты - Разбойники (Harnasie; 1923-32; 1934, Прага; 1936, Париж), Мандрагора (Mandragora, дивертисмент-пантомима к «Мещанину во дворянстве» Мольера, 1920, Варшава); оперетта Лотерея мужей, или Жених No 69 (Loteria na mezow, czyli Narzeczony, 1909, фрагменты исполнялись по Польск. радио); для солиста, хора и орк. - кантаты: Деметра (Персефона) и Агава (Agawe) (обе - 1917), Stabat Mater (1926), Приди, Создатель (Veni, Creator, с органом, к открытию Высшей муз. школы, 1930), Песнь о ночи (Piesn о nосу, 3-я симфония, на слова ср.-век. перс. поэта Мерлана Джалаледдина Руми, польск. текст Т. Мициньского, 1916), Литания Деве Марии (1934); для орк. - симфония (1907; 1910, переинструментована при участии Г. Фительберга в 1930-36; 1916), конц. увертюра (1905, 2-я ред. 1913); для инструмента с орк. - 4-я, конц., симфония (с фп., 1932), концерты для скр. (1916, 1933); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1907), струн. квартеты (1917, 1927); для скр. с фп. - соната (1904), Мифы (Mity, 3 поэмы, 1915), Ноктюрн и тарантелла (1915), Колыбельная (1918), 3 каприса Паганини (1918), Романс (1920); для голоса с ор. - песни: Саломея (1907; 2-я ред. 1912), Пентесилея (1908; 2-я ред. 1912), Любовные песни Хафиза (Piesni milosne Hafisa, op. 26, 1914, 3 песни с фп., op. 24, 1911); для хора (a cappella) - 6 курпёвских песен (6 Piesni Кurpiowskich, слова народные, 1929); для фп. - 3 сонаты (1904, 1911, 1917), Метопы (Metopy, op. 29; 3 поэмы: Остров сирен - Wyspa syren; Калипсо, Навзикая, 1915), Маски [Maski, ор. 34, 1916: Шехеразада, Шут Тантрис (Blazen Tantrys) Серенада Дон Жуана], фантазия (1905), вариации (1903), вариации на польск. тему (1904), 9 прелюдий (1899-1900), 16 этюдов (1906-16), 20 мазурок (1924-26 и др.), пьесы; песни с фп. - циклы: Песни безумного муэдзина (Piesni muezina szalonego, 1918; вариант для голоса с орк.- 1934), Курпёвские песни (1932); обр. для фп. польск. нар. песен; романсы на сл. Я. Каспровича, С. Выспяньского, К. Тетмайера, а также П. Верлена, Ф. Ницше, Р. Демеля, Д. Давыдова и др.; музыка к пьесе «Князь Потёмкин» Т. Мициньского (1925, Варшава). Лит. соч.: Избранные статьи и письма, М., 1963; Wychowawcza rola kultury muzycznej w spoleczenstwie, Warsz., 1931, то же, Кr., 1949; Frederic Chopin et la musique polonaise moderne, «RM», 1931, No 12; Z listow, Кr., 1958. |