ШМИЦ (Schmitz) Франц Арнольд (р. 11 VII 1893, Саблон, близ г. Мец) - немецкий музыковед (ФРГ). Истории и теории музыки обучался у Л. Шидермайра в Бонне и А. Зандбергера в Мюнхене, игре на фп. - у М. ван де Зандта, композиции - у X. Кауна в Кёльне. В 1925-29 преподавал в гор. консерватории Дортмунда, с 1929 профессор университета в Бреславле. С 1946 профессор университета, с 1954 действит. чл. Академии наук и литературы в Майнце, с 1957 чл.-корр. Австр. АН в Вене. Ряд значит. трудов Ш. посв. жизни и творчеству Л. Бетховена. Широко известна работа Ш. ««Два принципа» Бетховена». Внёс существ. вклад в расшифровку и исследование бетховенских эскизов. Спорной, однако, представляется характеристика социальных взглядов Бетховена, содержащаяся в его кн. «Романтический облик Бетховена». Соч.; Beethovens «Zwei Prinzipe», В.- Bonn, 1923 (рус. пер.- в сб.: Проблемы бетховенского стиля, М., 1932); L. van Beethoven, Unbekannte Skizzen und Entwürfe, Bonn, 1924; Cherubinis EinfluЯ auf Beethovens Ouvertüren, в сб.: Neues Beethoven-Jahrbuch, Bd 2, 1925; Das romantische Beethovenbild, B.- Bonn, 1927; Zur Frage nach Beethovens Weltanschauung und ihrem musikalischen Ausdruck, в сб.: Beethoven und die Gegenwart, Festschrift L. Schiedermair, B.- Bonn, 1937; Die oratorische Кunst J. S. Bachs, в сб.: КongreЯ-Bericht. Gesellschaft für Musikforschung, Lüneburg, 1950, Кassel - Basel, [1951], пepeизд. в кн.: J. S. Bach, hrsg. von W. Blankenburg, Darmstadt, 1970. H. Л. Фишман. ШМИЦ (Schmitz) Эуген (12 VII 1882, Нёйбург, Бавария - 10 VII 1959, Лейпциг) - немецкий музыковед (ГДР). Изучал право в Мюнхенском университете, затем муз.-теоретич. предметы у А. Зандбергера, Т. Кройера и композицию у А. Бер-Вальбрунна. Нек-рое время жил в Лейпциге, затем в Мюнхене, где был муз. референтом газ. «Allgemeine Zeitung», «Münchner Zeitung» и др. В 1914 директор Моцартеума в Зальцбурге, в 1915-39 муз. редактор газ. «Dresdner Nachrichten» в Дрездене. С 1916 преподавал муз.-теоретич. предметы в Высшей технич. школе (с 1918 профессор). В 1939-53 руководитель Муз. б-ки издательства «К. Ф. Петере» в Лейпциге (ныне - Муз. б-ка Лейпцига). Соч.: Н. Wolf, Lpz., [1906]; R. Strauss als Musikdramatiker, Münch., 1907; R. Wagner, Lpz., 1909, 1918; Zur Frühgeschichte der lyrischen Monodie Italiens, «JbP», 1912, Jahrg. 18; Geschichte der Кantate und des geistlichen Кonzerts, Tl I: Geschichte der weltlichen Solo-Кantate, Lpz., 1914, 1955; G. P. Palestrina, Lpz., 1914, [1954]; O. di Lasso, Lpz., 1915, то же, [1954]; Zur Geschichte des italienischen Кammerduetts…, «JbP», 1917, Jahrg. 23; Der Musikkritiker von heute, там же, 1931, Jahrg. 37; R. Wagner, wie wir ihn heute sehen, Dresd., [1937]; Schuberts Auswirkung auf die deutsche Musik bis zu H. Wolf und Bruckner, Lpz., 1954. |