ШМИТТ, Шмит (Schmitt) Флоран (28 IX 1870, Бламон, департамент Мёрт и Мозель - 17 VIII 1958, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа) - французский композитор, муз. критик, педагог и муз.-обществ. деятель. Чл. Ин-та Франции (1936). Начальное муз. образование получил под рук. отца (органиста), затем учился в Нанси у Г. Сандре (гармония). С 1889 занимался в Парижской консерватории у Ж. Массне и Г. Форе (композиция), Т. Дюбуа и А. Лавиньяка (гармония), А. Жедальжа (контрапункт). В 1897 удостоен 2-й Римской премии за кантату «Фрадегонда», в 1900 - Большой Римской пр. за кантату «Семирамида», к-рая в том же году была исполнена в «Концертах Колонна». В период пребывания в Риме (1900-04) Ш. создал ряд значит. произв., в т. ч. наиболее известное - «Псалм 47». Написанное на текст из Ветхого завета, соч. отличается масштабностью формы, стройностью архитектоники, мастерским использованием возможностей хора. В те же годы Ш. путешествовал по Италии, Австрии, Греции, Испании, Турции, Германии. Знакомство с муз. искусством этих стран, с вост. музыкой отразилось в ряде его соч. Большим успехом пользовался балет «Трагедия Саломеи». Его музыка красочна, ритмически остра, эффектно-театральна. В 1932 Ш. гастролировал в США, где выступил как солист с Бостонским симф. оркестром, исполнив свою «Концертную симфонию» для фп. с оркестром (написана по заказу С. А. Кусевицкого и посвящена ему и Бостонскому оркестру). В 1958 на концерте Междунар. общества совр. музыки в Страсбуре исполнялось одно из последних соч. Ш. - 2-я симфония (1957). Ш. выступил как продолжатель романтич. традиций (Ф. Лист, Р. Вагнер, Р. Штраус). В отдельных его произв. заметно влияние франц. импрессионизма, рус. муз. культуры, вост. музыки, джаза. Наибольший интерес представляют его соч. крупной формы; эпич. мощь сочетается в них с драм. экспрессией. Влиятельный муз. критик, Ш. многие годы публиковал статьи, рецензии, фельетоны в периодич. изданиях: «La France», «Courrier musical», «Revue de France» и др. В 1929-39 муз. обозреватель газ. «Le Temps». В 1921-24 директор Лионской консерватории, среди учеников - П. О. Ферру (в 1927 написал книгу о Ш.). Ш.- один из организаторов Независимого муз. общества (1909). Соч.: балеты - мимодрама Трагедия Саломеи (La tragedie de Salomй; 1-я ред. для камерного оркестра исп. в 1907 под упр. Д. Э. Энгельбрехта, «Гранд-Опера»; новая ред. 1911 для большого оркестра пост. в сезоне 1912/13, «Т-р Шатле», а также в антрепризе С. П. Дягилева, в гл. роли - Т. П. Карсавина; в этом варианте исполняется и поныне), Маленький эльф Закрой-глазки (Le petit elfe Ferme-l'oeil; по X. К. Андерсену, 1924, «Опера комик», Париж), Ориана несравненная (Oriane la sans-йgale…; 1938, «Гранд-Опера», Париж); для солистов, хора и орк. - Псалм No 47 (1904, с органом), Танец Девадаси (1908), Песня войны (Chant de guerre, 1914), Праздник света (Fete de la lumiere, 1937), Ночная песня (Le chant de la nuit; Ода Ф. Шопену, 1949) и др.; для орк. - 2 симфонии (Концертная, для фп. и орк., 1931; 1957), Жанина (симфония для струн. орк., 1941), Летом (En йtй, 1894), Музыка на воздухе (Musique de plein-air, 1899), симф. этюд Дом с привидениями (Зачарованный замок - Le palais hantй, по Э. По, 1904), 3 рапсодии (Французская, Польская, Венская, 1904, оркестровка пьес для 2 фп.), сюита Марионетки (Pupazzi, 1907, оркестровка фп. пьес), Мечты (Les reves, 1915), Антоний и Клеопатра (6 симф. эскизов к трагедии А. Жида по У. Шекспиру, 1920), Танец Абизаг (Danse d'Abisag, 1925), Саламбо (6 симф. эскизов по Г. Флоберу; из музыки к фильму, 1925), Рондо-бурлеска (1927), сюита Дети (Enfants, для камерного орк., 1938), Эссе о локомотивах (Essais de locomotives, 1943); для инструмента с орк. - Быстрое скерцо для скр. (Scherzo vif, 1910), Элегическая песня (Chante йlegiaque, 1911) и Финал (Final, 1926) для влч. и др.; камерно-инстр. ансамбли - пьесы для скр. и фп., струн. трио (1944), фп. квартет (1944), Случайности для фп. квартета (Hasards; 1939), струн. квартет (1947), квартеты для 4 флейт (1944), для 4 саксофонов (1941), для 3 тромбонов и тубы (1946), Andante и скерцо для арфы и струн. квартета (1906), Сюита в стиле Рококо для флейты, скр., альта, влч. и арфы (1934), Песня и скерцо для 2 дух. квинтетов (1910) и др.; для фп. - Вечера (Soirs, 10 прелюдий, 1896), Снежная баллада (Ballade de la neige, 1896), Румынские ночи (Nuits romaines, 1901), 3 вальса-ноктюрна (1901), Маленькие музыканты (Petits musiques, 1906), На имя Г. Форе (Sur le nom de Gabriel Faurй, 1922), Разорванная цепь (Chaine brisee, 1935) и др., в т. ч. для 2 фп.- Ярмарочные музыканты (Musiques foraines, 1902), На пяти нотах (1906), Юмореска (1911); произв. для арфы, для органа, для голоса с орк., хоры, романсы, песни. |