ШНИТКЕ Альфред Гарриевич (р. 24 XI 1934, Энгельс, ныне Саратовской обл.) - советский композитор. Окончил Моск. консерваторию (1958) и аспирантуру при ней (1961) под рук. Е. К. Голубева. В 1961-72 преподавал в Моск. консерватории (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция). Творчества Ш. характеризуется концепционностью замыслов, масштабностью, экспрессией; в нём преобладают инстр. жанры; типичны сложно дифференцированная орк. и ансамблевая фактура, применение полистилистики. До 1962 Ш. обращался к вок.-хор. и программной инстр. музыке, в 1963-66 гл. обр. к непрограммной инстр. музыке. Индивидуальный стиль Ш. вполне сложился к сер. 60-х гг. Соч. 1966-72 свойствен метод контрастной драматургии. С 1974 Ш. тяготеет к камерной музыке, в 1980 вновь обратился к симф. творчеству. Автор статей о рус. и сов. композиторах; им разработаны вопросы переменности функций голосов орк. фактуры, тембровой модуляции, полистилистики и др. Соч.: опера Одиннадцатая заповедь (1962); балет - Лабиринты (1971); сценич. композиция Жёлтый звук (по В. Кандинскому, для пантомимы, 9 музыкантов, магнитофонной ленты и цвето-световых проекторов, 1974); для солистов, хора и орк. - оратория Нагасаки (на сл. А. Софронова, Г. Фере, Ёнэда Эйсаку, Симэдзику Тосона, 1958), реквием (из музыки к «Дон Карлосу» Шиллера, 1975); для орк. - 3 симфонии (1972; St. Florian, для солистов, камерного хора и орк., 1980; 1981), Pianissimo… (1968), In memoriam (1978), Пассакалия (1980); для инструментов с орк. - 6 концертов (2 для фп.- 1960, 1979; 3 для скр. - 1957, 2-я ред. 1962, 1966, 1978, 2-й и 3-й с камерным орк.; для гобоя, арфы и струн. орк., 1970), Музыка для фп. и камерного орк. (1964); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп. (1963, 1968), для влч. и фп. (1978), Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича для 2 скр. (1975), дуэт для скр. и влч. Тихая музыка (1979), 2 струн. квартета (1966, 1981), Канон памяти И. Ф. Стравинского для струн. квартета (1971), Серенада для 5 музыкантов (1968), фп. квинтет (1976), Диалог для влч. и камерного ансамбля (1965), 4 Гимна для камерно-инстр. ансамбля (два в 1974, 1975, 1979), Moz-Art а la Haydn (1977, для 2 скр. и 11 струнных), Concerto grosso (1977, для 2 скр., клавесина и 21 струн. инструмента), Cantus perpetuus для клавишного инструмента и 1-4 ударников (1975); для фп. - Прелюдия и фуга (1963), Импровизация и фуга (1965), Вариации на один аккорд (1966), Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу для фп. в 6 рук (1978); хоры - вокализ Голоса природы для жен. хора и вибрафона (1972), Sonnengesang для хора и ансамбля (на сл. Ф. Ассизского, 1976), Minnesang для большого хора (1977); для голоса и инструментов - Три стихотворения Марины Цветаевой для меццо-сопрано и фп. (1965), Три мадригала для сопрано, вибрафона, клавесина, скр., альта и контрабаса (на сл. Ф. Танцера, 1980), Три сцены для голоса и ударных (1980); электронная музыка Поток (1969); музыка к спектаклям драм. театра и кинофильмам. Лит. соч.: Заметки об оркестровой полифонии в 4-й симфонии Д. Д. Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966; Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д. Д. Шостаковича, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Особенности оркестрового голосоведения ранних произведений Стравинского, в сб.: Музыка и современность, вып. 5, М., 1967; Edison Denisow, «Res facta», 1972, No 6; Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского, в сб.: И. Ф. Стравинский, М., 1973; Полистилистические тенденции в современной музыке, в сб.: Музыкальные культуры народов. Традиции и современность, М., 1973. |